Если компания приобретает в офис художественное произведение, то какие особенности следует учитывать при постановке бухгалтерского и налогового учета?

Ответ.
1.Информация для классификации объектов инвестиций.
Художественные картины относятся к произведениям искусства и как правило являются объектами инвестиций.
Следует отметить, что «произведения искусства» — это многообразная категория ресурсов, поэтому для более достоверного и обоснованного отражения их в учете и классификации в качестве соответствующих активов, прежде всего необходимо выработать профессиональное суждение относительно следующих показателей:
⠀ 1. Есть ли у данного предмета искусства определяемый срок полезного использования?
⠀ 2. Подвергается ли предмет искусства износу?
⠀ 3. Есть ли у предмета искусства какая-то ликвидационная стоимость?
⠀ 4. Может ли компания продать предмет  в любое время без каких-либо ограничений?
⠀ 5. Является ли предмет искусства отделимым или он прикреплен к базисному имуществу?
⠀ 6. Предполагается ли, что стоимость  предмета искусства будет возрастать или уменьшаться во времени?
⠀ 7. Представляет ли картина какую-то историческую или культурную ценность?
⠀ 8. Является ли стоимость предмета искусства существеннойдля финансовой отчетности компании?
После ответа на изложенные выше вопросы следует определить к какой категории отнести приобретенную картину, используя их краткую характеристику по группам:
⠀ 1. Исторические предметы искусства.
⠀ 2. Офисные предметы искусства.
⠀ 3. Неотделяемые предметы искусства.
⠀ 4. Серийные предметы искусства.

Исторические предметы искусства
Эта категория включает в себя предметы искусства, которые приобретаются, как правило, в целях увеличения стоимости капитала, хотя эстетическая цель в качестве украшения интерьера офиса не исключается.
В эту категорию включаются все виды художественных произведений в т.ч. различные картины, статуи и скульптуры, которые обычно приобретаются на художественных аукционах для инвестиционных целей и сохранения капитала. Эти произведения, как правило, имеют какую-то культурную или историческую ценность, определяемую в установленном порядке.
Действующие МСФО, которые допустимо применить к таким долгосрочным ресурсам, не содержат каких-либо указаний в отношении учета произведений искусства т.е.:
— не представляется возможным прямо обосновать применение МСФО (IAS) 16 т.к. исторические предметы искусства не соответствует определению ОС из-за того, что они приобретаются в целях увеличения стоимости капитала, а не как ОС для использования в производственных и административных целях;
— проблематично и применение МСФО (IAS) 40, поскольку Стандарт ограничивает сферу своего применения только на землю и здания т.е. предусматривает учет инвестиционной недвижимости.
Следовательно, в таких случаях необходимо использовать нормы МСФО (IAS) 8, где четко указывается, что в ситуации отсутствия МСФО, который напрямую регламентирует учет конкретной сделки или события, руководство компании должно разработать собственную Учетную политику и последовательно использовать:
— требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы; и
— определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в Концепции МСФО.
При вынесении суждения, руководство компании также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей МСФО.
Если рассматривать применение норм МСФО (IAS) 40 к произведениям искусства, то в соответствии с данным стандартом инвестиционная недвижимость приобретается с целью увеличения стоимости капитала или получения доходов от аренды, что очень похоже на цель приобретения исторических предметов искусства.
Также, в этом случае возможно обратиться к другим принципам бухгалтерского учета, например, британскому стандарту UK GAAP для активов культурного наследия FRS 30 Heritage Assets, который был создан для решения аналогичных вопросов.
Соответственно, модель учета по справедливой стоимости, представляется, наиболее подходящей для данной категории активов, так как они часто имеют неопределенный срок полезного использования, а также их справедливая стоимость имеет тенденцию к увеличению с течением времени (хотя и не всегда), и они приобретаются, как правило, для сохранения капитала инвестора.
При этом, согласно модели справедливой стоимости, актив первоначально оценивается по фактическим затратам, включая затраты по сделке. Впоследствии данный объект переоценивается по справедливой стоимости. При этом прибыли или убытки, возникающие в результате изменения справедливой стоимости инвестиционной собственности, должны быть включены в состав текущей прибыли или убыток за период и при данной модели актив не амортизируется.

Офисные предметы искусства.
Офисные предметы искусства представляют собой объекты в т.ч. картины, скульптуры, копии работ и другие предметы, которые, в первую очередь предназначены для украшения офиса или рабочего места в целом т.е. это адресные или для публичного использования авторские работы, а не предметы серийного производства.
Эти активы могут иметь достаточно существенную стоимость приобретения, т.к. обычно изготавливаются художником специально и адресно для компании или приобретаются в художественных галереях т.е. это не малоценные предметы, которые могут быть отнесены в категорию 4.
Таким образом, цель данных произведений искусства заключается в том, чтобы сделать рабочее место или офис приятным и удобным местом, и создать необходимую атмосферу для бизнеса.
Данная категория предметов искусства может соответствовать определению основного средства согласно нормам МСФО (IAS) 16 т.к. как они используются либо в производстве товаров или услуг в т.ч. украшения в специализированном медицинском центре, которые создают успокаивающую атмосферу либо для административных целей в т.ч. картины в офисе руководителя компании.
В таком случае, в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 16 возможно выбрать для учета одну из двух моделей учета:
— модель по фактическим затратам, согласно которой активы отражаются по себестоимости за вычетом амортизации и убытков от обесценения; или
модель по переоцененной стоимости, в рамках которой активы отражаются по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом последующей амортизации и последующих убытков от обесценения.
При этом, если есть определенный рынок для данных предметов искусства и их справедливая стоимость может быть достаточно легко определена, то можно выбрать модель учета по переоцененной стоимости и переоценивать эти объекты регулярно. В противном случае, необходимо придерживаться модели учета по фактическим затратам.
Для целей начисления амортизации многие объекты из данной категории имеют определенный ограниченный срок полезного использования, так как руководство компании обычно заранее планирует, когда собирается менять интерьер.
Объекты с неопределенным сроком полезного использования можно не амортизировать до тех пор, пока возможно доказать, что этот объект можно легко реализовать по более высокой стоимости, чем стоимость приобретения.
Предметы искусства с неопределенным сроком полезной службы, которые возможно продать в любое время, можно не амортизировать, если остаточная стоимость равна или даже превышает стоимость приобретения, но это решение требует обоснования.
Поэтому, если приобретаются авторские картины высокого класса и они выставлены для административных целей, то они не должны амортизироваться, если их остаточная стоимость поддерживается на равном или превышающем себестоимость или справедливую стоимость, в зависимости от модели учета.

Неотделимые предметы искусства.
Иногда, компании нанимают художников, чтобы украсить стены офисных помещений (внутренних или внешних) для того, чтобы вызвать интерес и увеличить количество посетителей.
В данной ситуации предметы искусства являются последующими затратами, связанными с базовым объектом ОС в соответствии с МСФО (IAS) 16 и если ожидается, что произведение искусства будет приносить в будущем экономические выгоды, и стоимость затрат может быть надежно оценена, то необходимо капитализировать эти затраты в качестве ОС или в качестве компонента базисного ОС.
Безусловно, необходимо амортизировать эти предметы искусства в течение срока их полезного использования. Если планируется удалить или заменить картину на стене через несколько лет, то необходимо амортизировать ее в течение данного срока.
При этом, следует учитывать, что срок полезного использования предмета искусства необязательно равен сроку полезного использования здания. Однако если предполагается оставить картину на стене, пока здание не будет разрушено, то необходимо амортизировать ее в течение оставшегося срока полезного использования здания.
Тем не менее, если картина не приносит будущих экономических выгод, и рассматривается только как вид ремонта или технического обслуживания, то вы должны отразить эти затраты в качестве расходов в отчете о прибылях и убытках.

Серийные (промышленные) предметы искусства.
В данную категорию попадают все украшения интерьера с относительно небольшой стоимостью приобретения, используемые исключительно для административных целей, но не для увеличения стоимости капитала в т.ч. все виды плакатов, серийные репродукции известных работ, маленькие статуэтки, вазы и другие мелкие вещи.
Стоимость этих предметов искусства редко бывает существенной и обычно компании списывают их в качестве расходов на текущую прибыль периода.
Однако, в некоторых случаях эти активы могут быть существенными, если они приобретаются в больших количествах.
В этой ситуации необходимо применить профессиональное суждениеи, возможно, целесообразно агрегировать индивидуально незначительные элементы и применять критерии существенности к совокупной стоимости единого объекта. В таком случае эти произведения искусства должны рассматриваться в соответствии с МСФО (IAS) 16.


2. Принципы бухгалтерского учета.
Как указано выше, специальных правил по учету таких активов как художественные произведения в виде картин  ни МСФО ни НПА РК не предусмотрено , поэтому  руководствуясь нормами п.10-12 МСФО (IAS) 8, компания должна самостоятельно разработать порядок учета картины и представить его в своей Учетной политике как обособленный раздел в составе наиболее близкого по содержанию МСФО, в данном случае, по моему мнению МСФО (IAS) 40, который определяет:

Инвестиционное имущество — недвижимость (земля, или здание либо часть здания, или то и другое), удерживаемая (собственником или же арендатором в качестве актива в форме права пользования) с целью получения арендных платежей, или с целью получения выгоды от прироста стоимости, или того и другого, но не для:
— использования в производстве или поставке товаров или услуг либо в административных целях; или
— продажи в ходе обычной деятельности.

Учитывая неоднозначные толкования и переводы наименования МСФО (IAS) 40 в публичном пространстве (инвестиционная недвижимость, инвестиционная собственность, инвестиционное имущество), по моему мнению, для такого рода активов следует использовать термин «инвестиционная собственность» или «инвестиционное имущество» т.к. на практике существуют вложения значительных инвестиций в произведения старинных мастеров (картины, скрипки, произведения искусства, коллекции, антиквариат, ювелирные украшения, дорогие металлы и т.п)., которые вообще выпали из системы учета, несмотря на то, что по основным признакам они относятся к инвестиционному имуществу, но представляют движимое имущество, что не указано в МСФО (IAS) 40.
⠀ В связи с этим считаю возможным учет картины организовать на счетах ТПС РК, подраздела 2300 — «Инвестиционное имущество» предназначенного для учета инвестиций в недвижимость, который включает следующие группы счетов:
⠀ 2310 — «Инвестиционное имущество», где учитывается инвестиционное имущество;
⠀ 2320 — «Амортизация инвестиционного имущества», где аккумулируются суммы амортизации инвестиционного имущества;
⠀ 2330 — «Оценочный резерв под убытки от обесценения инвестиционного имущества», где аккумулируются суммы оценочного резерва под убытки от обесценения инвестиционного имущества.
В связи с этим, согласно п.30 МСФО (IAS) 40, инвестиционное имущество первоначально должно измеряться по фактическим затратам на его приобретение, а для последующего учета картины компания должна выбрать в Учетной политике:
⠀ — модель учета по справедливой стоимости; или
⠀ — модель учета по фактическим затратам;
и применять эту политику ко всем объектам инвестиционного имущества.
Согласно п.56 МСФО (IAS) 40, после первоначального признания компания, которая выбирает модель учета
по первоначальной стоимости, должна оценивать инвестиционное имущество:
⠀ — в соответствии с МСФО (IFRS) 5
«Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», если оно отвечает критериям классификации в качестве предназначенной для продажи (или включена в выбывающую группу, классифицированную как предназначенная для продажи);
⠀ — в соответствии с МСФО (IFRS) 16, если она удерживается арендатором в качестве актива в форме права пользования и не предназначена для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5; и
⠀ — в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 16 во всех остальных случаях.
⠀ Модель учета по первоначальной стоимости инвестиционного имущества предполагает учет по аналогии с учетом ОС в т.ч. картина должна амортизироваться в зависимости от выбранного метода амортизации согласно МСФО (IAS) 16 и подвергаться переоценке.
Если компания выбирает модель учета
по справедливой стоимости, то она должна определяться как — цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки, согласно МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
⠀ Так, согласно п.32 МСФО (IAS) 40 допускается, но не требуется, чтобы компания определяла справедливую стоимость инвестиционного имущества на основе оценки независимого оценщика, обладающего признанной и соответствующей профессиональной квалификацией, а также недавним опытом проведения оценки инвестиционного имущества той же категории и местонахождения, что и оцениваемый объект.
⠀ При этом, стоимости услуг профессиональной оценки и консультаций должны капитализироваться в первоначальную стоимость картины, как неотъемлемая часть затрат, которые не могли быть понесены, если бы картина не приобреталась.
⠀ При выборе модели по справедливой стоимости амортизация картины не начисляется т.к. эта модель предусматривает ежегодное тестирование стоимости к отчетной дате.
⠀ Согласно п.35 МСФО (IAS) 40, в случае применения модели учета по справедливой стоимости доход или расход  от изменения справедливой стоимости инвестиционного имущества следует признавать в составе прибыли или убытка за тот период, в котором они возникли т.е. по мере изменения стоимости картины в учете отражается ее переоценка.

3. Принципы налогового учета.
Если картина приобретена с целью дальнейшей продажи, то:
⠀ — должны быть в наличии документы, подтверждающие ее первоначальную стоимость, в противном случае в СГД будет включаться ее рыночная стоимость согласно п.7 ст. 163 НК РК;
⠀ — все расходы, связанные с поддержанием ее первоначального состояния могут относится на вычеты;
⠀ — амортизация картины, при применении метода первоначальной стоимости может относится на вычеты;
⠀ — переоценка не влияет на налоговые обязательства.
Если картина приобретена с целью формирования имиджа компании, то:
⠀ — считается, что этот актив не принимает участия в предпринимательской деятельности и все затраты в т.ч. амортизация не должны включаться в вычеты;
⠀ — картина не будет признаваться ФА и формировать стоимостную группу;
⠀ — однако при продаже ее может возникнуть налогооблагаемый доход и облагаемый НДС оборот.
Таким образом, в зависимости от выбора категории, к которой будет отнесена приобретенная картина, выбирается и метод ее бухгалтерского учета, который является основанием для налогового учета согласно ст. 190 НК РК.
Представленный выше вариант является только моим мнением, которое не должно ограничивать Ваше управленческое решение, принимаемое на основании вышеизложенной информации.