Инвесторский аудит (дью дилидженс).

Проведение инвесторского аудита относится к сопутствующим услугам и проводится на основании Договора об оказании сопутствующих услуг.

Проверка проводится в форме комплексного аудита в аспектах гражданского, бухгалтерского, трудового и налогового права РК и международных Соглашений в части касающейся, с целью выявления возможных рисков приобретения Объекта инвестиций посредством вложения прямых и(или) портфельных инвестиций, приобретения доли в УК или приобретения Объекта в качестве имущественного комплекса, в зависимости от Технико-экономического задания.

Дью Дилидженс  – комплексная проверка Объекта потенциальных инвестиций с целью максимального выявления инвесторских рисков приобретения бизнеса Покупателем (бухгалтерских, юридических и налоговых) т.е. это правовой аудит Компании-объекта инвестиций, заключающийся в комплексной юридической и экономической экспертизе информации об активах, истории ее деятельности, проверке гражданской правоспособности и добросовестности.

Дью дилидженс является одним из элементов работы в рамках инвестиционного проекта, которым признается совокупность взаимосвязанных мер, направленных на получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта путем вложения в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку, включая приобретение и (или) отчуждение обществом активов, в том числе акций (долей, паев) в третьих организациях, недвижимого имущества и т.п..

Использование процедуры Due Diligence позволяет Продавцу:
— учесть, какие налоговые, корпоративные и юридические риски, могут повлиять на стоимость актива в сторону ее снижения;
— устранить эти риски или свести их к минимуму;
— лучше подготовиться к проведению переговоров, знать сильные стороны реализуемого бизнеса (актива).

Проведениие дью дилидженс по заказу Покупателя позволит убедиться в том что:
— все приобретаемые активы действительно существуют, находятся в собственности продавца и не обременены правами третьих лиц;
— права на активы оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и отсутствует риск внезапной утраты активов;
— приобретаемая компания (группа компаний), имеет все требуемые лицензии и разрешения для ведения заявленного вида деятельности;
— в компании правильно осуществлялось ведение налогового и бухгалтерского учета и отсутствуют риски предъявления претензий налоговыми органами;
— в деятельности компании отсутствуют иные нарушения, которые могут повлечь административную или уголовную ответственность в будущем.

Для преддоговорных обсуждений Заказчик предоставляет Компании Анкету предварительной информации по форме и оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ) за период, предполагаемый к проверке.

Компания экспертно оценивает состояние учета и представляет письменное предложение по условиям проведения обзора, для обсуждения.

Кроме этого, организуется совместная деловая встреча для обсуждения вопросов, относящихся к коммерческой тайне и (или) носящих конфиденциальный характер.

При достижении согласия сторон заключается договор.

 

Налоговый обзор.

Налоговый обзор включает выборочный аудит действующей налоговой системы Заказчика, на соответствие учетных операций, требованиям Учетной и Налоговой политики, налогового законодательства РК и международных Соглашений, действующих в периоде, подлежащем аудиту, который проводится на основании Договора об оказании сопутствующих услуг.

Обзор проводится на основании Договора об оказании сопутствующих услуг и в соответствии с Международными Стандартами Соглашений по Сопутствующим Услугам (МСССУ), нормами налогового законодательства РК и международных Соглашений, ратифицированных РК.

Налоговый обзор включает:
— анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения компаfнии;
— оценку документооборота, установление применяемых методов Учетной и Налоговой политики (выбор РПС, формы учета, порядок оформления и отражения операций, оформление первичной бухгалтерской, налоговой и производственной документации, ведение налоговых регистров и т.п.);
— проверку методики исчисления налоговых платежей;
— проверку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет;
— проверку своевременности и правильности формирования и представления в налоговые органы форм налоговой отчетности.

Для преддоговорных обсуждений Заказчик предоставляет Компании Анкету предварительной информации по форме и оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ) за период, предполагаемый к проверке.

Компания экспертно оценивает состояние учета и представляет письменное предложение по условиям проведения обзора, для обсуждения. При достижении согласия сторон заключается договор.

 

Разработка  Учетной и Налоговой политики.

Компания разрабатывает комбинированную Учетную политику (Учетная бухгалтерская политика совмещенная с Налоговой политикой в одном документе), соответствующую требованиям Закона РК от 28.02.07г. №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», версиям НСФО, МСФО для МСБУ, полной версии МСФО и требованиям норм Налогового Кодекса РК от 18.07.2025 г. № 214-VIII ЗРК.

Разработка осуществляется на основании письменного Договора о разработке комбинированной Учетной политики.

Комбинированная  Учетная политика построена таким образом, что может быть использована специалистами Заказчика в качестве:
—  универсальной матрицы для разработки конкретных Учетных бухгалтерских и Налоговых политик отдельных компаний или группы компаний, как  работающих в системе МСФО, так и при  формировании вступительной финансовой отчетности  в процессе конверсии стандартов;
— учебного пособия для самостоятельного  изучения  МСФО, т.к. описывает не только  базовые  требования всех  МСФО  в доступном для понимания виде, но и содержит правила ведения и организации бухгалтерского учета, требуемые Законом РК от 28.02.07г. № 234, а также элементы Налоговой политики, связанные с учетом объектов налогообложения, рассматриваемых в каждом параграфе;
—  пособия для практического применения в различных конкретных ситуациях т.к. содержит  текстовые и цифровые пояснения с корреспонденцией счетов к сложным нормам МСФО, а также ряд Методик для расчетов различных показателей;
—  доказательной базы для  исчисления отдельных видов налогов, по объектам непосредственно связанных с методикой их налогового учета согласно НК РК и содержит ряд форм – образцов налоговых регистров, необходимых для формирования налогового учета и Налоговой политики.

Комбинированная Учетная политика состоит из 5 разделов:
— идентификации компании (группы компаний);
— организация бухгалтерского учета;
— требования к ведению учета элементов финансовой отчетности;
— требования к подготовке и представлению финансовой отчетности;
— приложения к Учетной политике.

Первый раздел представляет обзорную информацию о компании, ее реквизиты, учетные данные и т.п.

Второй раздел описывает порядок и правила организации бухгалтерского учета, ведение отдельных операций, не включенных в другие документы и стандарты (кассовые, подотчетные, внутреннего контроля и т.п.).

Третий  раздел  включает  25 параграфов  учетной информации по каждому элементу, необходимой как для ведения учета, так и для составления отчетности соответствующей МСФО каждый из которых содержат конкретное описание:
Термины и определения.
Учетные методы и показатели.
Налоговая политика
Раскрытие.
Документирование.

Четвертый раздел содержит информацию, необходимую для  выбора формата и подготовки финансовой отчетности, а также представлены виды отчетности и числовые примеры. Учетная политика включает в свой  состав  Налоговую политику компании, как вариант, предусмотренный НК РК от 18.07.2025 г. № 214-VIII.

Пятый раздел включает  Приложения к проекту Учетной политики в т.ч.  отдельные налоговые регистры, методики расчета отдельных показателей, образцы корпоративных актов, необходимых для реализации требований УП и др.

Содержания комбинированной Учетной политики представлено на странице «Ссылки».

Для каждой конкретной компании содержание меняется в зависимости от деятельности и осуществляемых операций.
Разработка проекта комбинированной Учетной политики (Учетная Политика + Налоговая Политика), соответствующую требованиям Закона РК от 28.02.07г. №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и  версиям МСФО для МСБУ, полной версии МСФО и НСФО, а также нормам Налогового Кодекса РК от 18.07.2025 г. № 214-VIII предлагается в следующих вариантах:

  • Стоимость разработки проекта УП и компоновки, без консультативного сопровождения Исполнителем составляет 680 тыс. тенге без учета НДС, который начисляется сверх договорной цены.

Выбор объема УП из Содержания  и адаптирование фактического учета деятельности компании к требованиям УП проводится силами специалистов Заказчика без консультативного сопровождения Исполнителем.

Срок представления проекта УП в выбранном объеме 60-80 банковских дней с даты поступления аванса на счет Исполнителя.

  • Стоимость разработки проекта УП и компоновки, с консультативным сопровождением в течении 180 банковских дней после даты получения проекта УП составит 680 тыс. тенге без учета НДС, который начисляется сверх договорной цены и плюс консультативное сопровождение для специалистов компании 450.0 тыс. тенге, без учета НДС, который начисляется сверх договорной цены т.е. всего – 1 130.0 тыс. тенге, без учета НДС, который начисляется сверх договорной цены.

Выбор объема УП из Содержания и адаптирование фактического учета деятельности компании к требованиям УП проводится силами специалистов Заказчика с консультативным сопровождением Исполнителем.

Срок представления проекта УП в выбранном объеме 60 — 80 банковских дней с даты поступления аванса на счет Исполнителя.

Для преддоговорных обсуждений Заказчик предоставляет Компании Анкету предварительной информации и оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ) за последний законченный период.

В случае соглашения сторон заключается Договор на разработку комбинированной Учетной политики.

 

Иные виды услуг.

Согласно ст. 3 Закона РК «Об аудиторской деятельности» компания имеет право оказывать виды услуг, не указанные выше, которые выполняются по заявке Заказчика и на основании Договора возмездного оказания услуг.

Компания оказывает иные виды других услуг в соответствии с МСА, а также:

— восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

— внутренний аудит;

— консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

— проведение аудита по налогам и составление аудиторского заключения по налогам согласно  приказа МФ РК от 2.10.2025 г. № 561 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 293 «Об утверждении Правил проведения аудита по налогам и предоставления аудиторского заключения по налогам»;

— проведение аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора;

— проведение аудита иной информации и составление аудиторского заключения по аудиту иной информации;

— формирование первичных статистических данных;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

— консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

— разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, оказанию сопутствующих услуг в соответствии со стандартами аудита, а также их распространение;

—  юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;

— оказание услуг по подготовке различных внутрикорпоративных документов (положений, инструкций, руководств, приказов, договоров, разработка тестов РРТ и SLOB для применения

Многосторонней налоговой Конвенции MLI и т.п.);
⠀ — проведение корпоративных семинаров по тематике, предложенной Клиентами;
⠀ — юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

Условия выполнения каждого вида услуг оговариваются в Договоре.