Договор оперирования собственными железнодорожными полувагонами с резидентом Российской Федерации. Планируется курсирование технического рейса по следующим маршрутам:
— из Республики Казахстан груз будет следовать в Российскую Федерацию (либо Белоруссию, Украину), там будет произведена разгрузка.
⠀ Далее, в Российской Федерации (либо Белоруссии, Украине) будет погружен груз (либо порожние) и полувагоны будут следовать в Республику Узбекистан, откуда порожними могут вернуться на территорию Республики Казахстан, либо следовать дальше в Российскую Федерацию.
1. Будет ли указанный маршрут считаться техническим рейсом, если не всегда полувагоны будут возвращаться в страну, из которой произошла отправка полувагонов с рейс? Будет ли такой рейс считаться завершенным?
2. Какие условия должны быть соблюдены оператором для того, чтобы предоставленные полувагоны считались переданными в технический рейс?
3. Подлежит ли обложению НДС доход от услуг оператора железнодорожных полувагонов если услуги оперирования осуществляются по территориям ЕАЭС и СНГ?

Ответ 1.
⠀ При подготовке обоснований для принятия управленческих решений учета и налогообложения операций необходимо учитывать и применять терминологию, предусмотренную нормативными правовыми актами РК или международными Соглашениями, ратифицированными РК.
⠀ Термин
«технический рейс» – это термин делового оборота в железнодорожной отрасли означает — следование груженых вагонов в одном направлении на станцию выгрузки по заранее согласованному маршруту и с указанными сроками.
«Предоставление вагонов на технический рейс» – перевозка груза в вагоне в одну сторону по согласованному в Заявке маршруту с расчётными сроками доставки, согласно Правилам перевозок (СМГС) по администрациям железных дорог общего пользования (АЖД).
Этот термин не предусмотрен Законом РК от 8.12.2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте», подзаконными актами и СМГС – 51, поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета следует применять терминологию приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 19.10.2012 г. № 709 «Об утверждении Правил предоставления услуг оператора вагонов (контейнеров)» и ст. 395 НК РК от 25.12.2017г. №120  т.е. операции по использованию железнодорожных вагонов собственников в интересах Клиентов будет означать
предоставление услуг оперирования вагонами или организация предоставления вагонов в пользование, вне зависимости от вида маршрута, направления и других условий железнодорожной перевозки грузов.
Согласно пп.е) п.1 ст. 3 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года) термин
«международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.
⠀ Следовательно,  Налоговая Конвенция и нормы  пп.17 п.1 ст. 644 НК РК и ст. 387 НК РК, в целях налогообложения 
международными перевозкамипризнают любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан и оформляемые единым международным перевозочным документом.
Международными перевозками  не признаются:
— перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами, находящимися на территории Республики Казахстан.
  ⠀ Таким образом, можно считать, что вагоны, курсирующие по маршрутам, в которых одной из сторон является РК  осуществляют международную перевозку, а вагоны курсирующие в пределах одной страны осуществляют внутреннюю перевозку  т.е. в данном случае:
⠀ — вагоны, следующие по маршруту РК-РФ, оформленном накладной СМГС будут находиться в процессе международной перевозки, которая после разгрузки  груза в РФ считается оконченной; а
⠀ — эти же вагоны, следующие по маршруту из РФ в любые другие страны, кроме РК, началом которого является место погрузки другого груза, а окончание место разгрузки этого груза в другой стране. Она  оформляется другими документами и такая перевозка для резидента РК-участника перевозки (оператора, экспедитора, комиссионера) не будет признаваться международной.

Ответ 2.
⠀ Предоставление услуг Оператора вагонов регулируется Договором оперирования или предоставления вагонов в пользование, который может заключаться непосредственно с Клиентом или его Агентом (экспедитор или комиссионер).
⠀ Договор оперирования оформляется по правилам ст. 683-687 ГК РК с учетом особенностей, предусмотренных приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 19.10.2012 г. № 709 «Об утверждении Правил предоставления услуг оператора вагонов (контейнеров)».
⠀ При этом, в целях налогообложения услуг оперирования необходимо, чтобы наименование собственника (Оператора) было указано в 7 графе накладной СМГС (при международных перевозках) или в железнодорожной ТТН (при внутренних перевозках или перевозках за пределами РК).

Ответ 3.
⠀ Определение возникновения оборота для целей исчисления НДС на доход Оператора зависит от резидентства контрагента по договору и места реализации услуг оперирования, которое устанавливается следующим образом:
если договор оперирования  заключен с резидентом стран ЕАЭС, то местом реализации услуг оперирования будет являться страна резиденции Исполнителя (Оператора) согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК или пп.5 п.29 раздела IV Протокола 18 приложения к Договору ЕАЭС от 29.05.2014г. т.е. в данном случае РК.
⠀ Следовательно, доход, полученный Оператором –резидентом РК будет признаваться облагаемым по ставке 12%, однако, если услуги оперирования будут оказаны в международной перевозке, что подтверждается указанием наименования Оператора в графе 7 накладной СМГС, то они будут освобождаться от НДС согласно ст. 395 НК РК и считаться необлагаемым оборотом согласно ст. 370 НК РК;
если договор заключен с резидентом стран, не являющихся участницами ЕАЭС, то  место реализации услуг оперирования будет признаваться место резидентства Покупателя услуг (Клиента или Агента) согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК т.е. если Покупатель резидент РК, то оборот будет считаться облагаемым, а если Покупатель, например резидент Узбекистана, то оборот Оператора не признается облагаемым НДС согласно ст. 370 НК РК.
⠀ При этом, если перевозка международная, то доход Оператора, полученный от оказания услуг Клиенту резиденту РК освобождается от НДС, согласно ст. 395 НК РК.