Вопрос.
В связи с выходом НК РК в новой редакции, просим Вас дать разъяснения касательно изменений, которые коснулись Представительств, и очень важно Ваше мнение,- целесообразно ли оставлять Представительство в Казахстане.
Ответ.
- Согласно ст. 29 действующего НК РК от 25.12.2017 г. № 120 с 1.01.2018 г:
- Лица и (или) структурные подразделения юридического лица обязаны:
1) в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом, уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства в размере, превышающем установленный уполномоченным органом размер, в случае, когда деятельность получателя денег и (или) иного имущества направлена на:
-оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;
-изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов, за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, проводимых в коммерческих целях, а также распространение и размещение их результатов;
-сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях;
2) в случае, предусмотренном подпунктом 1 части первой данного пункта, представлять в налоговые органы сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в порядке и сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.
Правила, сроки и формы 017 и 018 утверждены приказами МФ РК РК от 20.02.2018 г. № 241 и 242, а формирование и ведение Реестра, производится налоговыми органами согласно приказа от 20.02.2018 г. № 240.
Таким образом, если налоговые органы РК установят, что деятельность представительства иностранного ЮЛ направлена на цели, определенные пп.1 .1 ст. 29 НК РК, то у представительства в РК возникают обязательства по представлению отчетности по формам 017.00, 018.00 и их наименования будут внесены в Реестр.
Если денежные средства, получаемые от головной компании-нерезидента РК расходуются представительством исключительно в коммерческих целях на вспомогательно-подготовительную деятельность по продвижению товаров на территории РК в т.ч. экспертизы, получение сертификатов, разрешений, лицензий, маркетинговые исследования, рекламные акции и т.п. то формы 017.00 и 018.00 представлять не требуется и такие представительства не должны вносится в Реестр.
При этом, Представительство ГР состоит на налоговом мониторинге по части получения и расходования денег от свой Головной компании путем предоставления Декларации по форме 101.08.
- В проекте нового НК РК по состоянию на 1.08.2024 г. содержание ст. 29 НК РК от 25.12.2017 г. № 120 в полном объеме перенесено в п.8 ст. 53 проекта НК РК, без каких -либо изменений.
- Что касается возможности продолжения деятельности Представительства ГР на территории РК в обозримом будущем, то если в действующее Положение не будут включены функции, которые могут быть отнесены к пп.1 п.1 ст. 29 НК РК или п.8 ст. 53 проекта НК РК, а руководство Головной компании ГР предполагает продолжать деятельность в РК, то Представительство ГР в РК целесообразно не приостанавливать и не ликвидировать т.к. при любой экономической ситуации в РК, Головная компания ГР будет иметь своего представителя, которому можно доверять получение достоверной информации в экономической среде РК на любой момент деятельности и осуществлять специфические функции по продвижению товаров Головной компании, что позволяет освободить ТОО от несвойственных функций.
Если необходимо будет осуществлять коммерческую деятельность, то внесением изменений в Положение и Генеральную доверенность, некоммерчекские функции Представительства можно дополнить коммерческими.
Представление интересов Головного офиса ГР в РК через Представительство воспринимается государственными и негосударственными структурами в большей степени доверительными, чем через представление интересов через дочерние компании.
- Что касается термина «иноагент», то в настоящее время в нормативной лексике НПА РК такой термин и раскрытие понятия нет т.к. пока только вменяется в обязанность налогоплательщиков, ФЛ, ЮЛ-иностранных и их структурных подразделений декларировать использование иностранного финансирования посредством представления форм 017 или 018 или 101.08, в зависимости от конкретного вида деятельности.