Характеристика услуг ТЭК в статусе Оператора вагонов.
Скала Владимир Ильич,
Генеральный директор АК «АСИКО»,
аудитор РК,
налоговый консультант РК,
профессиональный бухгалтер РК
- Нормативное обоснование статуса ТЭК- Оператор.
- Для доказательства нормативного наименования конкретной операции следует учитывать, что НК РК предусматривает два наименования для обозначения одного и того же вида услуг, которые формально по своему содержанию не могут быть признаны одинаковыми, но в практике считаются аналогами (синонимы) т.е.:
— услуги по предоставлению в пользование грузовых вагонов и контейнеров в соответствии с нормами ст. 378 и 441 НК РК;
— услуги операторов вагонов (контейнеров) согласно ст. 395 НК РК.
Применение первого наименования в практической деятельности Компании несет определенные налоговые риски в конфликте с отдельными специалистами налоговых органов РК т.е. услуга по предоставлению вагонов в пользование Клиенту, без услуг эффективного управления этими вагонами означает выполнение только второй услуги из комплекса услуг оперирования, а именно — предоставление вагонов под погрузку без оформления заявки и вывода их на магистральные железнодорожные пути.
- Следовательно, точное наименование этой услуги (услуги оперирования вагонами) Компания-Оператор должна применять в договорах и первичных документах (Акты, ЭСФ, счета, Учетная политика и т.п.) в трактовке ст. 395 НК РК, Закона РК от 8.12.2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте» и приказа МТиК РК от 19.10.2012 г. № 709, СТ РК 2564-2014 «Услуга по оперированию вагонами (контейнерами). Общие требования».
При этом, наименование Оператора- собственника вагонов должно быть указано в графе 7 накладной СМГС т.к. согласно пп.9-10 ст. 1 Закона РК:
— оператор вагонов (контейнеров) — лицо, владеющее вагонами (контейнерами) на праве собственности или иных законных основаниях, участвующее на основе договора с перевозчиком в перевозочном процессе путем оказания услуг оператора вагонов (контейнеров) и указанное в перевозочных документах;
— услуги оператора вагонов (контейнеров) — услуги по обеспечению на договорной основе вагонами (контейнерами), распределению и управлению движением вагонов (контейнеров) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно приказа МТиК РК от 19.10.2012 г. № 709 и ст. 395 НК РК , услугами оператора вагонов (контейнеров) являются следующие услуги, оказываемые им в комплексе в целях организации перевозки грузов и предоставляемые оператором вагонов (контейнеров):
— формирование плана предоставления в пользование вагонов (контейнеров) и его согласование между участниками перевозочного процесса;
— предоставление в пользование вагонов (контейнеров);
— диспетчеризация путем централизованного оперативного контроля и дистанционного управления фактическим движением груженых и порожних вагонов (контейнеров).
- Для целей учета и налогообложения коммерческий статус ТЭК-Оператора следует определять в соответствии с нормами МСФО (IFRS) 15, согласно которым, в случаях, когда в предоставлении услуг покупателю участвует другая сторона, ТЭК должна определить, какой характер имеет данное ею обещание:
— обязана ли ТЭК предоставить определенные услуги сама и в этом случае она является Принципалом; или
— она обязана организовать предоставление этих услуг другой стороной и тогда ТЭК выступает в качестве Агента.
При оказании услуг оперирования собственными вагонами или арендованными и зарегистрированными в АБД ПВ вагонами (контейнерами) ТЭК-Оператор будет иметь учетный статус Принципал и признавать доход на валовой основе.
- Следует отметить, что услуга операторов вагонов с 2004 г. являются самостоятельным видом услуг и не могут быть отнесены к экспедиторским услугам, так как отсутствуют в перечне услуг, установленных для железнодорожного транспорта Государственными Стандартами СТ РК 3.43-2003 и СТ РК 1294-2004 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте», а также не включены в класс экспедиторских услуг по коду 52.29 ОКЭД 03-2019, а условия их оказания регулируется другим видом договоров по ГК РК, а не договором транспортной экспедиции соответствующих нормам ст. 708-714 ГК РК.
- Услуги аренды вагонов.
Учитывая особенности технической и коммерческой эксплуатации вагонов, в целях налогообложения и учета операция по передаче вагонов в аренду может быть оформлена в двух вариантах:
— услуга по предоставлению вагонов в аренду с передачей прав оперирования;
— услуга по предоставлению вагонов в аренду без передачи прав оперирования.
2.1. Услуги по предоставлению вагонов в аренду с передачей прав оперирования.
Собственник вагонов имеет право передать в аренду вагоны и одновременно предоставить право оперирования вагонами Арендатору.
В этом случае аренда оформляется в установленном порядке и одновременно с арендой в АБД ПВ регистрируется передача прав оперирования, либо права оперирования могут переданы Арендатору путем выдачи Собственником доверенности, оформленной по законодательству страны резиденции Собственника (при необходимости легализованной).
При получении вагонов в аренду, Компания -арендатор будет владеть и использовать их на ином законном основании, чем право собственности т.е. как Арендатор-оператор, что должно отражаться в графе 7 или 15 накладной СМГС.
Документом, подтверждающим непосредственное участие оператора вагонов в предоставлении услуг в международной перевозке, является накладная СМГС, в графе 7 или 15, которых указывается наименование собственников (арендаторов) вагонов и(или) операторов вагонов т.е. согласно п.151 параграфа 1 главы 7 приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 2.08.2019 г. № 612 «Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом» т.е.:
При предъявлении к перевозке груженых вагонов, не принадлежащих перевозчику или сданных им в аренду, грузоотправитель указывает в накладной в графе «Наименование груза»: «Вагон, не принадлежащий перевозчику. Собственник ___» или «Вагон, сданный в аренду. Оператор вагонов (контейнеров)_____».
При предъявлении к перевозке порожнего вагона грузоотправитель указывает в накладной в графе «Наименование груза»: «Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику. Из-под ___ (наименование груза). Собственник _____» или «Порожний вагон, сданный в аренду. Из-под ___ (наименование груза). Оператор вагонов (контейнеров) _____» или «Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику. Из-под ___ (наименование груза). Оператор вагонов (контейнеров) _____»
Соответственно:
- доходы, полученные Арендатором от оказания услуг оперирования в железнодорожных перевозках своим Клиентам будут признаваться доходом от реализации услуг оперирования, а арендная плата, выплачиваемая собственнику будет признаваться расходами и относится на вычеты.
При этом, доход от оперирования вагонами в международных перевозках будет освобождаться от НДС согласно ст. 395 НК РК;
- доходом собственника вагонов-нерезидента будет считаться сумма, полученная в форме арендной платы, с которой должен быть удержан налог у источника выплаты согласно ст. 644 НК РК по ставке 20% установленной ст. 646 НК РК и:
— уплачен НДС за нерезидента согласно ст. 373 НК РК т.к. местом реализации услуг аренды для резидентов стран не участниц ЕАЭС является РК согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК;
— если арендная плата выплачивается резиденту страны участницы ЕАЭС, то НДС за нерезидента не возникает т.к. место реализации услуг по аренде находится за пределами РК согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК.
2.2. Услуги по предоставлению вагонов в аренду без передачи прав оперирования.
Договора на аренду без прав оперирования оформляются с условиями соответствующими аренде транспортных средств без предоставления прав эффективного управления вагонами, но такой договор также должен быть зарегистрирован в АБД ПВ т.к. операторы МЖС будут взаимодействовать с арендатором в части технической эксплуатации вагонов и расчетов.
При этом, Компания -арендатор и собственник-арендодатель должны быть указаны в графе 7 или 15 накладной СМГС.
Арендатор будет оказывать Клиенту услуги по предоставлению вагонов, а собственник вагонов будет оказывать услуги управления вагонами т.е. услуги оператора вагонов в комплексе будут оказываться Клиенту двумя участниками международной перевозки:
— Арендатором – услуги по предоставлению вагонов;
— Собственником — услуги по эффективному управлению этими вагонами.
При этом, Клиент будет оплачивать Арендатору за комплекс услуг – предоставление вагонов и оперирование сумму, из которой:
- доходом компании- арендатора будут признаваться суммы, полученные от Клиента в качестве:
— дохода Принципала от реализации услуг по предоставлению вагонов;
— комиссионного вознаграждения Агента за организацию услуг оперирования,
а расходом – сумма уплаченная собственнику вагонов в форме арендной платы и АУР;
- доходом собственника вагонов-нерезидента будет считаться сумма полученная в форме:
— арендной платы, с которой должен быть удержан налог у источника выплаты согласно ст. 644 НК РК по ставке 20% установленной ст. 646 НК РК, а компанией -арендатором уплачен НДС за нерезидента согласно ст. 373 НК РК т.к. местом реализации услуг аренды для резидентов стран не участниц ЕАЭС является РК согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК.
Если арендная плата выплачивается резиденту страны участницы ЕАЭС, то НДС за нерезидента не возникает т.к. место реализации услуг по аренде находится за пределами РК согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК;
— оплаты за услуги оперирования, с которой должен быть удержан налог у источника выплаты согласно ст. 644 НК РК по ставке 20% в соответствии с нормами ст. 646 НК РК , а компанией-арендатором уплачен НДС за нерезидента согласно ст. 373 НК РК т.к. местом реализации услуг аренды для резидентов стран не участниц ЕАЭС является РК согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК.
Однако, НДС за нерезидента в этом случае не оплачивается т.к. согласно ст. 395 НК РК услуги оперирования в международных перевозках освобождаются от НДС.
Если оплата за оперирование производится резиденту страны участницы ЕАЭС, то НДС за нерезидента не возникает т.к. место реализации услуг по предоставлению в пользование вагонов находится за пределами РК согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК.
- Условия изменения статуса ТЭК-Оператор вагонов.
Статус Арендатора-Оператора вагонов может измениться в двух случаях:
- если не будет произведена регистрация арендованных вагонов в соответствии с требованиями приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26.03.2015 г. № 333 «Об утверждении Правил государственной регистрации (перерегистрации) подвижного состава и его залога, а также исключения из Государственного реестра подвижного состава» и «Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов» (утв. Протоколом 68 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ 18.05.2019г.).
То есть, если условия вышеуказанных документов не будут соблюдены в т.ч. регистрация в АБД ПВ, то несмотря на наличие договора аренды вагонов, для целей учета и налогообложения эта операция, по истечению 90 дней не будет признаваться «арендой», а компания-арендатор теряет статус Арендатора-Оператора и Принципала и приобретает статус Агента-Комиссионера, соответственно меняется порядок признания и отражения в учете доходов, расходов и объектов налогообложения.
При этом, в случае признания договора аренды недействительным в соответствии с законодательством РК, в связи с отсутствием государственной регистрации, расходы по такой аренде вычету из СГД Арендатора не подлежат;
- если ТЭК получает в аренду вагоны без права оперирования т.е. не оказывает услуги оперирования вагонами с аспекте ст. 395 НК РК, то она выступает в качестве Агента-комиссионера или Агента-поверенного по поиску и организации предоставления Клиенту услуг оперирования вагонами, действующая:
— на основании договора поручения или комиссии согласно ГК РК, или договора по организации обеспечения вагонами с элементами договора комиссии; либо
— на основании договора транспортной экспедиции с элементами поручения или комиссии (в этом случае, условия по предоставлению вагонов должны быть выделены в отдельный раздел т.е. разрабатывается комбинированный договор).
В этом случае доходом компании-посредника является также величина комиссионного вознаграждения, получаемая за организацию предоставления услуг оперирования Клиенту, а суммы полученные в адрес собственника (оператора) от Клиента, который непосредственно их использует, будут отражаться как транзитные денежные потоки.
Одновременно в части получения дохода от сдачи вагонов в пользование ТЭК будет иметь статус Принципала.
Алматы. 4.01.2025г.