Вопрос.

Применяется ли коносамент ФИАТА в учете резидента РК, в качестве документа, подтверждающего мультимодальную перевозеку.

 

Ответ.

В различных НПА понятие мультимодальных перевозок однозначное и основной их признак – это перевозка двумя и более видами транспорта, которую координирует единый Оператор перевозки на основании единого перевозочного документа.

Международные смешанные перевозки — это перевозки грузов двумя или более видами транспорта на основании единого контракта перевозки от пункта отправления в одной стране до пункта назначения в другой. Этот вид перевозок получил широкое распространение, так как обеспечивает доставку грузов «door to door» — «от двери до двери».

Мультимодальная (трансмодальная) перевозка – это перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих в ней участие видов транспорта, при оформлении единого перевозочного документа.

Международная смешанная перевозка (мультимодальная, комбинированная) — перевозка грузов, по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки( мультимодального транспортного коносамента) из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.

Что касается оформления коносамента FIATA и применения его в учете, то необходимо учитывать следующую информацию:

— FIATA — это аббревиатура от французского наименования расшифровывается как Federation Internationale des Associations de Transitaires et Аssimiles, в переводе означает — международная федерация экспедиторских ассоциаций.

Эта неправительственная (частная) организация, которая создана в Вене 31 мая 1926 года шестнадцатью национальными и региональными ассоциациями стран ЕС;

— Федерация имеет свои Правила описанные стандартами, которые могут использовать только действительные члены FIATA, имеющие сертификаты соответствия экспедиторских услуг (ISO 9000);

— коносамент ФИАТА – это своего рода ценная бумага, выпускаемая Экспедитором, который подтверждает ею прием груза и даёт безотзывное обязательство передать этот груз уполномоченному лицу в определенном месте;

— выдав коносамент ФИАТА, экспедитор обязуется от собственного имени выполнить или обеспечить выполнение смешанной (мультимодальной) перевозки товара от места, где этот товар был принят экспедитором под свою ответственность согласно записи в коносаменте, до места назначения, указанного в этом коносаменте;

— фактически, выдавая коносамент ФИАТА грузоотправителю, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки, а все транспортные документы, выдаваемые на отдельных участках перевозки ее конкретными исполнителями, становятся внутренними документами экспедитора и т.д.

В Республике Казахстан коносамент ФИАТА, а также  документы других неправительственных организаций в целях учета и налогообложения не применяются, а используются нормы и формы документов, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II «О торговом мореплавании», согласно пп.31 и 53 ст.1 которого:

коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке;

морская накладная — перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов морским транспортом.

При этом, участник международной перевозки на морском транспорте может быть Экспедитор на морском транспорте, морской Агент или морской посредник (брокер) согласно ст. 149-151, вышеуказанного Закона РК, которые и будут указываться в морских перевозочных документах.