Вопрос.

ТОО (казахстанская компания) ожидает получение услуг от оншорной компании ОАЭ (агент, посредник), согласно договора организации оперирования и экспедирования (жд перевозки) в смгс посредник не будет прописан , так как он не экспедитор и не является собственником вагонов.

И согласно принятой конвенции, ТОО не предусматривает удерживать с платежей 20 процентов с дохода этой компании.

Определите риски и прочие несоответствия в начисления налогов. В соответствии со ст. 666 РК налогового кодекса номинальная ставка по доходам в иностранном государстве должна составлять не менее 15%.

В ОАЭ 0% налогообложение. просим дать пояснения подробно по данному вопросу.

Правомерны ли действия ТОО, применяя эту конвенцию и ссылки?

 

Ответ.

Судя по содержанию вопроса ТОО «А» предполагает заключить комплексный договор на ТЭО и организацию предоставления вагонов (услуги оперирования) с Агентом-резидентом ОАЭ, следовательно в данной сделке, согласно п.8 ст. 645 НК РК, ТОО будет оплачивать услуги следующих нерезидентов:

  • услуга по организации экспедирования груза, оказываемая Агентом-резидентом ОАЭ, который выполняет ее исключительно за пределами РК, поэтому его доход не будет облагаться КПН у источника выплаты согласно пп.11 п.9 ст. 645 НК РК, без применения норм Конвенции, заключенной между Правительством РК и Правительством ОАЭ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (г. Абу-Даби, 22 декабря 2008 года) (далее Налоговая Конвенция);
  • услуга по организации предоставления услуг оперирования, которая также оказывается этим же Агентом-резидентом ОАЭ и выполняется тоже за пределами РК, поэтому его доход не будет облагаться КПН у источника выплаты согласно пп.11 п.9 ст. 645 НК РК, без применения норм Налоговой Конвенции;
  • услуга оперирования вагонами, которая оказывается на территории РК Оператором -нерезидентом РК, указанным в графе 7 или 15 накладной СМГС, поэтому он приобретает статус окончательного (фактического) получателя дохода, который будет признаваться доходом из источников в РК согласно пп.2 п.1 ст. 644 НК РК  и тогда налогообложение доходов участников-нерезидентов РК будет следующим:

— если вагоны предоставляются Оператором -резидентом страны, не входящей в ЕАЭС, то его доход облагается налогом у источника выплаты по ставке 20% и является оборотом, облагаемым НДС за нерезидента т.к. местом реализации является РК согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК, который признается оборотом покупателя т.е. Агента-Комиссионера (экспедитора) согласно ст. 375-376 НК РК.

Однако, ст. 395 НК РК освобождает покупателя услуг Оператора вагонов в международных перевозках от уплаты НДС за нерезидента;

— если вагоны предоставляются Оператором-резидентом страны, являющейся членом ЕАЭС, то его доход облагается налогом у источника выплаты по ставке 20%, но не является оборотом, облагаемым НДС т.к. местом реализации услуг оперирования не является территория РК согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК.

При этом, должно быть документально обоснованно распределение услуг по видам и территориальности согласно п.8 ст. 645 НК РК в т.ч. в инвойсе стоимость услуг Агента и Оператора-вагонов должны быть выделены отдельными строками, в противном случае налогообложению по ставке 20% подлежит вся сумма перечисляемая в адрес Агента-резидента ОАЭ.

  • Доход Оператора-нерезидента РК возможно освободить от КПН у источника выплаты путем применения норм стандартной или модифицированной Налоговой Конвенции, той страны, резидентом которой будет являться Оператор вагонов, указанный в графе 7 или 15 накладной СМГС.

Пояснение.

Допустим, что Оператор вагонов будет являться резидентом ОАЭ, то в этом случае необходимо руководствоваться модифицированной Налоговой Конвенцией, заключенной РК с ОАЭ т.к. обе страны присоединились к MLI и уведомили Депозитарий ОСЭР о применяемых согласованных изменениях.

При этом, ОАЭ уведомили Депозитарий ОЭСР о неприменении Упрощенного положения об ограничении льгот ст. 7 MLI т.е. тестирования сторон в режиме SLOB.

Поэтому для определения возможности освобождения дохода Оператора от КПН необходимо провести тест на РРТ и если резидент ОАЭ соответствует условиям, предусмотренным РРТ, то резидент ОАЭ вправе применить льготу, предусмотренную модифицированной двухсторонней Налоговой Конвенцией, заключенной между Правительством РК и Правительством ОАЭ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (г. Абу-Даби, 22 декабря 2008 года).

 

  • Что касается ограничения, установленного п.3 ст. 666 НК РК относительно ставки КПН — не ниже 15%, то оно обязательно применимо только для операций, в которых доход перечисляется нерезиденту РК – взаимосвязанной  компании.

Однако при исследовании сделки на тест РРТ  необходимо учитывать, что с 2023 г. ставка КПН в ОАЭ установлена в размере 9% и в качестве информации об ограничительном пороге можно использовать это значение и для операций с независимыми сторонами.