Вопрос.

1.20 декабря 2023 г. были приобретены на аукционе в Узбекистане вагоны в аренду на 1 год с последующим продлением аренды. В январе 2024 года были ввезены 50 вагонов с номинальной стоимостью 5000 долларов за каждый вагон, оплачены таможенные пошлины и ндс за каждый вагон. далее оформлены ГТД в 1 с и в 300 форме 1 квартала 2024 отражен как импорт и ндс к зачету. На данное время пришло уведомление что ндс к зачету был неправомерен и мы не имеем право на ндс к зачету.

Вопрос: имеет ли право тоо на зачет по ндс ввезенных, как импорт, вагонов согласно договора аренды ,так как в последующем участвуют в ндс при реализации? И если нет, то куда отнести ндс, уплаченный в бюджет за эти вагоны? Правомерна ли таможенные органы, которые удержали ндс за импорт при ввозе вагонов для аренды, зная, что временный ввоз? И как правильно это нужно отразить в учете 1 С?

2.В 3 квартале 2024 были приобретены вагоны в собственность в количестве 10 штук. И также были оформлены ГТД с таможенными пошлинами и уплатой ндс за импорт. Имеем ли теперь право на зачет по НДС данного импорта вагонов?

 

Ответ.

  • Согласно пп.2 п.1 ст. 400 НК РК, суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с пп.1 п.1 ст. 367 НК РК, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного:

 

2) в случае импорта товаров — в декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры, или в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, совпадающего с суммой налога, отраженного в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату.

 

  • Таможенная процедура временного ввоза (допуска) кодируется ИМ-53, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления кодируется ИМ-40.

Различие между этими процедурами заключается в том, что при ИМ-40 товар ввозится в РК на постоянной основе, а при ИМ-53 товар ввозится в РК временно (до 2 лет) согласно п.1 ст. 302 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее ТК РК).

В соответствии с п.3 ст. 304 ТК РК при ИМ-53 таможенные платежи и НДС исчисляются в размере 3% ежемесячно от той суммы, которая была бы уплачена при таможенном оформлении ИМ-40, т.е. при ИМ-53 таможенный орган взимает таможенные платежи и НДС не в полном объеме, а частично, в размере 3% в месяц.

В данном случае таможенное декларирование импортных товаров было произведено, НДС в бюджет уплачен и возврату уже не подлежит, поэтому у ТОО «ЕТL» есть право на отнесение в зачет уплаченных сумм НДС, указанных в таможенных декларациях ИМ-53 согласно пп.2 п.1 ст. 400 НК РК.

Надо учитывать аспект периодичности оплаты суммы НДС по режиму ИМ-53: так как суммы НДС по временному ввозу уплачиваются в бюджет не одним платежом, а периодически (как минимум 1 раз в 3 месяца), то и зачет по НДС будет предоставляться на уплаченную сумму НДС по графику платежей, а не на всю сумму НДС, указанную в таможенной декларации.

При этом, в строке 300.00.016 «А» формы 300.00 указывается оборот по облагаемому импорту, а в строке 300.00.016 «В» указывается сумма НДС, которая была уплачена при таможенном оформлении.