Определение КПН и НДС с доходов участников международных перевозок железнодорожным транспортом.
Скала Владимир Ильич,
Генеральный директор АК «АСИКО»,
аудитор РК,
налоговый консультант РК,
профессиональный бухгалтер РК
1.Общие принципы возникновения налогов на доход Оператора-нерезидента.
Как правило, в международной перевозке в рамках договоров транспортной экспедиции, заключаемых ТЭК-резидентом РК с Агентом-нерезидентом могут принимать участие участие два или более нерезидента, оказывающие Клиенту различные виды услуг, каждый из которых является получателем своей доли дохода от оказания своей услуги как за пределами РК, так и на территории РК. Услуги и доходы от них должны быть выделены в инвойсе отдельной строкой в т.ч. такие как:
— доход агента за услуги экспедиции, организацию международной перевозки и организацию предоставления услуг оперирования;
— доход перевозчика за услуги транспортировки груза в международной перевозке;
— доход оператора вагонов(контейнеров) за услуги оперирования.
Если перевозчик-нерезидент не пересекает границу РК, то его доход признается как полученный из источников в РК согласно ст. 644 НК РК, но не подлежит налогообложению согласно пп.11 п.9 ст. 645 НК РК.
При этом, доходы агента-нерезидента (ТЭК нерезидент) от оказания услуг за пределами РК также не подлежат налогообложению согласно пп.11 п.9 ст.645 НК РК и от него не требуется документов, подтверждающих резидентство т.к. нет необходимости применять Налоговую Конвенцию.
1.1.КПН у источника выплаты.
При перечислении дохода Оператору-нерезиденту, который оказывает услуги оперирования на территории РК или в МП возникает обязательство налогового агента по удержанию КПН у источника выплаты т.к. вагон находился на территории РК, то место оказания услуг считается РК, а стоимость услуг оперирования признается доходом из источников в РК согласно пп.34 п.1 ст. 644 НК РК, который подлежит обложению КПН у источника выплаты по ставке 20% согласно пп.1 п.1 ст. 646 НК РК.
Однако возможно освободить такой доход от КПН в полном объеме, путем применения норм Налоговой Конвенции, в порядке предусмотренном ст. 666 НК РК и с учетом требований MLI;
1.2. НДС за нерезидента.
У резидента РК, плательщика НДС, обязательство по уплате НДС за нерезидента в соответствии с нормами ст. 373 НК РК, возникают в случае, если местом реализации услуг, оказываемых нерезидентом будет признаваться территория РК.
Место реализации услуг определяется в соответствии с нормами:
— ст. 378 НК РК, если нерезидент будет признан резидентом страны не участницы ЕАЭС;
— ст. 441 НК РК, если нерезидент будет признан резидентом страны участницы ЕАЭС.
В случае, если место реализации услуг определяется территория РК, то у Покупателя этих услуг возникнет обязательство по уплате НДС за нерезидента.
Однако, если услуги включены в перечень ст. 395 НК РК, то доход нерезидента будет признаваться необлагаемым НДС оборотом, согласно п.1 ст. 370 НК РК, что исключает обязанность резидента РК по его исчислению и уплате.
1.3. Пример определения КПН и НДС при международных перевозках железнодорожным транспортом с учетом п.8 ст. 645 НК РК.
Определение КПН у источника выплаты.
- Национальные перевозчики (в РК АО «КТЖ») предоставляют услуги перевозки тяговыми транспортными средствами (ТТС-локомотивы) только в пределах своих территорий до станций перехода или таможенной границы, где вагонный состав прицепляется к ТТС-партнера, который доставляет их до мест разгрузки.
Доход, полученный перевозчиком-резидентом через ТЭК-резидента или ТЭК-нерезидента (Агента) признается как доход от реализации услуг перевозки на территории РК, который включается в СГД перевозчика и облагается КПН по ставке 20%.
Так как въезд на территорию РК ТТС -нерезидента не допускается, то и доход, получаемый от международной перевозки перевозчиком-нерезидентом не признается доходом из источников в РК согласно ст. 644 НК РК, соответственно налог у источника выплаты не возникает согласно пп.11 п.9 ст. 645 НК РК.
При этом, данные о перевозчиках и ТЭК, непосредственно осуществляющих и организующих международную перевозку указываются в накладной СМГС.
Исключением из этого правила являются перевозки, осуществляемые в пограничных зонах между РК и РФ, на участках принадлежащих сторонам, по которым проложены магистральные железнодорожные сети (МЖС) принадлежащих другой стороне т.е. ТТС принадлежащее РК осуществляет перевозку по своим МЖС к своим станциям, которые расположены на административной территории РФ и наоборот.
В этом случае правовой статус и особенности оформления перевозок определяются специальными международными Соглашениями, нормы которых следует применять при перевозках по таким маршрутам, принимая во внимание приоритет международных Соглашений, ратифицированных Сторонами перед национальным законодательством участников Соглашений в т.ч.:
— Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года (далее — Соглашение от 18.10.1996 г.);
— Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке уплаты провозных платежей и оформления перевозок грузов по участкам железных дорог Республики Казахстан, расположенным на территории Российской Федерации, и по участкам железных дорог Российской Федерации, расположенным на территории Республики Казахстан от 15 августа 2006 года (далее Соглашение от 15.08.2006г.).
Так, в соответствии с требованиями ст. 7 Соглашения от 15.08.2006г.:
«Перевозки грузов со станций казахстанских железных дорог, расположенных на территории Республики Казахстан, на станции казахстанских железных дорог, расположенные на территории Российской Федерации, и в обратном направлении оформляются перевозочными документами международного сообщения».
А согласно нормам ст. 3 Соглашения от 15.08.2006г.:
«перевозочный документ международного сообщения» — для Казахстанской и Российской Сторон — накладная, оформленная в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении» (далее накладная СМГС).
Таким образом, в соответствии с нормами указанных Соглашений единым международным перевозочным документом должна считаться накладная СМГС, оформление которой означает, что перевозчик осуществляет международную перевозку грузов.
Пояснение.
Так, например, станция Петропавловск и МЖС принадлежат РФ, но расположены на административной территории РК, также как станция Локоть, Илецк и МЖС расположены на территории РФ, но принадлежат РК.
Стороны Казахстан и Россия арендуют друг у друга земли под вокзалы. При этом их стоимость признается равной, то есть земля в Петропавловске для российских объектов равноценна земле на станциях Илецк и Локоть, находящихся под управлением Казахстанской железной дороги.
Следовательно, исходя из норм вышеуказанных Соглашений все перевозки грузов и перегон порожних вагонов в направлении со станций, расположенных на территории РК до станций расположенных на территории РФ и наоборот (за исключением транзита) должны считаться международными перевозками и оформляться накладными СМГС.
- ТЭК – резидент РК, которая непосредственно осуществляет услуги экспедиции груза и организации железнодорожных перевозок на территории РК при наличии доступа в систему АБД ЖА или международного сервера слежения и официального кода, присвоенного ему АО «КТЖ» и фиксируемого в транспортной накладной СМГС наряду с наименованием экспедитора и отметкой «Оплата по КЗХ…» в графах 4, 20 и 23 накладной СМГС.
Доход, получаемый ТЭК-резидентом от оказания услуг по организации международной перевозки в форме комиссионного вознаграждения включается в СГД и облагается КПН по ставке 20%.
Порядок предоставления услуг ТЭК-резидента ОК на железнодорожном транспорте регулируются приказом МТиК РК от 28.07.2004 г. № 296-I «Об утверждении Правил предоставления услуг экспедитора».
- ТЭК-нерезидент, как правило, предоставляет услуги экспедиции и организует перевозку грузов, также по территории своей страны резиденции и может оплачивать услуги партнеров, как за свою территорию, так и за территории других государств. Такие услуги оказываются на основании договоров транспортной экспедиции, которые ТЭК-резидент заключает с ТЭК-нерезидентом перепоручая ему организацию перевозки груза на участках за пределами РК, на основании договора с Клиентом и ст. 711 ГК РК.
Если услуги экспедиции оказываются ТЭК-нерезидентом исключительно за пределами РК, без фактического присутствия персонала этой компании на территории РК, то ТЭК-резидент РК перечисляет договорную сумму нерезиденту без удержания налога у источника выплаты, согласно пп. 11 п. 9 ст. 645 НК РК.
- Если Оператор вагонов -нерезидент оказывает услуги оперирования:
— на территории РК или в МП, то при выплате дохода возникает КПН у источника выплаты по ставке «20%» т.к. место оказания услуг является РК согласно пп.17 п.1 ст. 644 НК РК. Однако доход нерезидента возможно полностью освободить от налога путем применения норм двухсторонней Налоговой Конвенции или модифицированной Налоговой Конвенции (если страна присоединилась к MLI), в порядке, предусмотренном ст. 666 НК РК;
— за пределами РК, то КПН у источника выплаты не возникает т.к. место оказания услуг не является РК согласно пп.17 п.1 ст. 644 НК РК.
Определение НДС за нерезидента.
- Национальные перевозчики предоставляют услуги перевозки тяговыми транспортными средствами (ТТС-локомотивы) только в пределах своих территорий до станций перехода или таможенной границы, в режимах экспорта, импорта и транзита и имеют право на применение ставки НДС «0» по национальному законодательству, в т.ч. АО КТЖ согласно ст. 387 НК РК.
При перевозках в страны ЕАЭС также применяется ставка НДС «0» согласно ст. 448 НК РК и Протоколу №18 к Договору ЕАЭС от 29.05.2014г.
- ТЭК – резидент РК осуществляет услуги экспедиции груза и организации перевозки на территории РК при наличии доступа в систему АБД ЖА или международного сервера слежения и официального кода, присвоенного ему АО «КТЖ» и фиксируемого в транспортной накладной СМГС наряду с наименованием экспедитора и отметкой «Оплата по КЗХ…».
Такие данные могут быть указаны в графах 4, 20 и 23 накладной СМГС, которая является основанием для освобождения оборота Экспедитора в форме вознаграждения от НДС, согласно ст. 395 НК РК.
Если наименование экспедитора не указано в СМГС, но имеется договор транспортной экспедиции, заключенный с Клиентом, то непосредственно услуги экспедиции оказываются ТЭК, которая указана в накладной СМГС и поэтому проблематично доказать, что он принимает непосредственное участие в международной перевозке как Экспедитор.
В этом случае он имеет статус Агента-комиссионера, который осуществляет услуги только по организации перевозки, что не позволяет ему применить к своему доходу в форме вознаграждения льготу по освобождению от НДС в соответствии с нормами ст. 395 НК РК.
- ТЭК-нерезидент и его Партнер перевозчик -нерезидент, как правило, предоставляет услуги экспедиции и организует перевозку грузов, также по территории своей страны резиденции и может оплачивать услуги партнеров, как за свою территорию, так и за территории других государств. Место реализации таких услуг устанавливается ст. 378 и 411 НК РК.
При этом:
— НДС за нерезидента не возникает в силу пп.5 п.2 ст. 378 НК РК т.к. местом реализации не является РК при оказании услуг экспедиции и перевозки резидентом стран не участниц ЕАЭС;
— НДС за нерезидента не возникает согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК т.к. место реализации услуг экспедиции и перевозки является место деятельности исполнителя- резидента стран участниц ЕАЭС.
- Оператор вагонов -нерезидент (собственник или Арендатор с правом оперирования -резидент РК), который оказывает услуги оперирования, связанные с МП в аспекте ст. 395 НК РК и указанный в графе 7 и (или) 15 накладной СМГС.
При этом:
— если Оператор является резидентом стран ЕАЭС, то место реализации определяется согласно пп.5 п.2 ст. 441 НК РК т.е. место деятельности Оператора вагонов и стоимость услуг Оператора вагонов признается необлагаемым НДС оборотом по ставке «Без НДС-не РК» (обязательство по уплате НДС за нерезидента не возникает);
— если Оператор вагонов является резидентом стран, не участниц ЕАЭС, то стоимость услуг оперирования будет являться облагаемым НДС оборотом по ставке «12%» т.к. место их реализации определяется по месту деятельности Покупателя согласно пп.4 п.2 ст. 378 НК РК (возникает обязательство по уплате НДС за нерезидента).
Однако, если услуги оперирования оказываются в МП, то оборот освобождается от НДС согласно ст. 395 НК РК.
Алматы. 5.01.2025г.