Доходы и налоги от оказания услуг в электронной форме в ЕАЭС.


Скала Владимир Ильич,

Генеральный директор АК «АСИКО»,
аудитор РК,
налоговый консультант РК,
профессиональный бухгалтер РК

 

Порядок оказания услуг в электронной форме иностранными компаниями в РК, определен нормам ст. 777 – 780 НК РК, которые введены в действие с 1.01.2022г. но только физическим лицам, понятие услуг установлено согласно пп.5 п.1 ст. 777 НК РК:

«услуги в электронной форме — услуги, оказываемые физическим лицам через сеть телекоммуникаций и Интернет».

То есть, согласно этим нормам, иностранные компании, которые оказывают услуги в сети интернет в т.ч. иностранные торговые площадки (маркетплейсы) продающие товары в адрес физических лиц через интернет, такие как  Alibaba.com, iHerb.com, Amazon.com, Walmart.com, Bay.com, а также российские Lamoda.ru, Wildberries.ru или Ozon.ru. должны уплачивать НДС или налог на GOOGLE по ставке 12%, при наличии условной регистрации и без выписки ЭСФ и сдачи деклараций.

Что касается порядка определения услуг в электронной форме в рамках ЕАЭС для юридических лиц, то в Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. и Протокол приложения 18 к Договору, государствами-членами ЕАЭС внесены изменения и дополнения Протоколом от 9.12.2022г., (вступил в силу с 4.03.2024 г.) согласно которым в коммерческой деятельности компаний в рамках ЕАЭС вводится новое понятие «услуги в электронной форме»:

«услуги в электронной форме»услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий и перечень которых утверждается Советом Комиссии».

Казахстан ратифицировал Протокол 18 в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме, совершенный в Бишкеке 9 декабря 2022 года Законом РК от 22 февраля 2024 года № 63 и с 4.03.2024 г. принял к исполнению.

Перечень конкретных услуг, предоставляемых в электронной форме утвержден Решением ЕЭК Совета от 27.09.2023 г. № 97 т.е.:

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА

РЕШЕНИЕ

«27» сентября 2023 г. № 97 г.Москва

О перечне услуг в электронной форме

В соответствии с пунктом 3 Порядка взимания налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме (приложение к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ,   оказании услуг   (приложение № 18   к Договору о Евразийском   экономическом   союзе   от   29   мая   2014   года)) Совет Евразийской экономической комиссии р ешил:

  1. Утвердить прилагаемый перечень услуг в электронной форме.
  2. Настоящее  Решение    вступает     в     силу     по     истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее   даты   вступления в силу   Протокола   о   внесении   изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части порядка взимания   косвенных   налогов   при   оказании услуг в электронной форме, подписанного 9 декабря 2022 года и применяется начиная с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором настоящее Решение вступило в силу.

 

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

УТВЕРЖДЕН
Решением Совета Евразийской экономической  комиссии
от 27 сентября 2023 г. № 97

ПЕРЕЧЕНЬ
услуг в электронной форме

  1. Предоставление через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе сеть «Интернет»  (далее —  информационные сети), прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств (включая компьютерные игры, в том числе онлайн-игры, за исключением запрещенных     в     соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза покупателя), баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
  2. Оказание рекламных услуг в информационных сетях, в том числе с использованием программного обеспечения для любых видов электронных устройств и баз данных, функционирующих в информационных сетях, а также предоставление в информационных сетях рекламной площади (пространства).
  3. Оказание услуг по размещению в информационных сетях предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
  4. Оказание через информационные сети услуг по предоставлению  технических, организационных, информационных и иных возможностей с использованием информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в информационных сетях, в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену  посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения).
  5. Обеспечение и (или) поддержание присутствия в информационных сетях для личных целей или в целях осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей  (сайтов  и (или) страниц  сайтов  в информационных сетях), обеспечение доступа к ним других пользователей информационных сетей, предоставление пользователям возможности их модификации.
  6. Хранение и обработка информации (при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через информационные сети).
  7. Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе.
  8. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга.
  9. Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в информационных сетях.
  10. Оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через информационные сети, при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационные сети (включая сводки фондовых бирж в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода).
  11. Предоставление через информационные сети прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных  произведений  через  информационные сети, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через информационные сети.
  12. Оказание услуг заказчику по поиску и (или) предоставлению ему информации о потенциальных покупателях.
  13. Предоставление доступа к поисковым системам в информационных сетях.
  14. Оказание услуг по ведению статистики на сайтах в информационных сетях.

Следует учитывать, что «услуги в электронной форме» — это не конкретные виды услуг, а способ их предоставления Клиенту, поэтому при исследовании услуг для правильного налогообложения необходимо:

  • точно установить наименования услуг, применяя терминологию НПА РК, классификаторов, справочников, международных соглашений и т.п.;
  • определить способ их предоставления т.е.:

— есть ли вариант их доставки услуг, при котором возможно не использовать информационные сети, и если такой вариант есть, то такие услуги не могут быть признаны услугами, предоставляемые в электронной форме;

— если оказание и доставка услуг невозможна без применения коммуникационных информационных сетей, то такие услуги должны быть признаны как услуги в электронной форме;

  • сравнить выбранное наименование услуг с Переченем групп услуг, предоставляемых в электронной форме утвержденным Решением ЕЭК Совета от 27.09.2023 г. № 97 и определить в какую группу возможно их включить;
  • после проведения такой процедуры определить место осуществления деятельности Клиента т.е. место уплаты НДС, статус плательщика и порядок уплаты НДС согласно Приложения к Протоколу 18, вступившего в силу с 4.03.2024 г. и применять этот порядок.

При этом следует учитывать, что если Перечень видов услуг, предоставление которых теперь будет классифицироваться как услуги в электронной форме, по своему экономическому содержанию и наименованию соответствуют отдельным услугам ст. 441 НК РК, однако классификация их в целях определения точного наименования и мест оказания соответствующая нормам ст. 644 НК РК будет вызывать сложности.

Соответственно, если место реализации этих услуг для целей НДС можно будет определять достаточно просто, то определение  места оказания услуг, для целей КПН будет проблематично.

Так например, при оказании консультативных и других  услуг нерезидентом РК резиденту РК дистанционно (посредством Интернета) определение места оказания услуг для целей КПН может быть связано с образованием постоянного учреждения (ПУ), обоснование которого требует специальных знаний и аналитических исследований сделки.

 

НДС на услуги в электронной форме в ЕАЭС.

Как было изложено выше  изменениями, внесенными странами-участницами ЕАЭС в Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. и Протокол приложения 18 к Договору предусмотрено, что при трансграничной покупке услуги в электронной форме на территории ЕАЭС НДС будет уплачиваться по месту осуществления деятельности Покупателя, определяемого в порядке, предусмотренном приложением к Протоколу 18.

При этом, Продавцы-налогоплательщики одного государства, оказывающие услуги в электронной форме покупателям другого государства на территории ЕАЭС, будут иметь возможность зарегистрироваться в государстве-члене в качестве плательщика НДС дистанционно, в упрощенном формате подавать электронную декларацию и уплачивать налог.

Если же Продавец не зарегистрировался в другом государстве, то НДС будет уплачивать Покупатель или Агент.

Порядок уплаты и взимание НДС при оказании услуг в электронной форме предусмотрен в приложении к Протоколу 18 Договора ЕАЭС от 29.05.2014 г. и применяется к сделкам совершенным с 4.03.2024 г. т.е.:

ПОРЯДОК
взимания налога на добавленную стоимость при оказании
услуг в электронной форме

 

  1. Общие положения
  2. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору) (далее — Протокол) и определяет порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, а также физическим лицам (не являющимся индивидуальными предпринимателями и налогоплательщиками в соответствии с законодательством другого государства-члена, но соответствующим условиям определения места осуществления деятельности, предусмотренным пунктом 6 настоящего порядка).
  3. Понятия, используемые в настоящем порядке, применяются в значениях, определенных Протоколом.

 

  1. Формирование перечня услуг в электронной форме
  2. Государства-члены формируют перечень услуг в электронной форме, который утверждается Советом Комиссии.
  3. В целях применения настоящего порядка и Протокола к услугам в электронной форме не относятся, в частности:

1) реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет, поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования такой информационно-телекоммуникационной сети;

2) реализация (передача прав на использование) программного обеспечения для любых видов электронных устройств (включая компьютерные игры) на материальных носителях и (или) баз данных на материальных носителях;

3) оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе к сети Интернет.

 

III. Определение места осуществления деятельности покупателя услуг в электронной форме

  1. Местом осуществления деятельности организации, приобретающей услуги в электронной форме, признается территория государства-члена, если выполняется одно из следующих условий:

1) организация осуществляет деятельность на территории государства-члена на основе государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта;

2) услуги оказаны филиалу, представительству, постоянному представительству организации, расположенному в этом государстве-члене, не являющемся местом государственной регистрации данной организации, либо приобретены для такого филиала, представительства, постоянного представительства организации и потреблены им;

3) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (место управления) организации находится в этом государстве-члене, не являющемся местом государственной регистрации данной организации, и в этом государстве-члене фактически осуществляется предпринимательская деятельность организации, а также потреблены услуги.

  1. Местом осуществления деятельности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, приобретающего услуги в электронной форме, признается территория государства-члена, если выполняется одно из следующих условий:

1) место жительства (место постоянного или преимущественного проживания) покупателя находится в этом государстве-члене;

2) место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого покупателем осуществляется оплата услуг, расположено на территории этого государства-члена;

3) сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в этом государстве-члене (относится к соответствующему адресному пространству);

4) международный код страны телефонного номера, используемого покупателем для приобретения или оплаты услуг, присвоен этим государством-членом.

  1. Место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, приобретающего услуги в электронной форме, определяется на основании предусмотренных пунктом 5 настоящего порядка условий, применяемых для организаций, если это установлено нормативными правовыми актами государства-члена, в котором зарегистрирован индивидуальный предприниматель, принятыми после вступления в силу настоящего порядка.
  2. В случае, если в соответствии с условиями, предусмотренными пунктом 6 настоящего порядка, местом осуществления деятельности физического лица, приобретающего услуги в электронной форме, могут быть признаны территории более чем одного государства-члена, продавец определяет место осуществления деятельности такого физического лица исходя из одновременного соблюдения большего числа указанных условий на территории государства-члена.

При одновременном соблюдении равного числа указанных в пункте 6 условий на территориях нескольких государств-членов продавец самостоятельно определяет место осуществления деятельности такого физического лица исходя из подходов, применяемых им для неограниченного круга покупателей услуг в электронной форме.

 

  1. Уплата НДС при оказании услуг в электронной форме
  2. В целях уплаты НДС налогоплательщик одного государства-члена, оказывающий услуги в электронной форме физическим лицам, местом осуществления деятельности которых признана территория другого государства-члена, подлежит постановке на учет в налоговом органе этого другого государства-члена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего порядка. Постановка на учет осуществляется посредством использования информационного ресурса указанного налогового органа в сети Интернет (далее — информационный ресурс) либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, путем условной регистрации в налоговом органе государства-члена, территория которого является местом реализации таких услуг.
  3. В целях уплаты НДС налогоплательщик одного государства-члена, оказывающий услуги в электронной форме организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, местом осуществления деятельности которых признана территория другого государства-члена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, подлежит постановке на учет в налоговом органе этого другого государства-члена, если такая обязанность предусмотрена законодательством этого другого государства-члена.

Если обязанность по постановке налогоплательщика-продавца на учет в налоговом органе государства-члена, территория которого является местом реализации услуг в электронной форме, не предусмотрена законодательством такого государства-члена, то обязанности по исчислению и уплате (удержанию) НДС осуществляют организации и (или) индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги в электронной форме, в порядке, предусмотренном законодательством своего государства-члена.

Если налогоплательщики-продавцы не осуществили постановку на учет в налоговом органе такого другого государства-члена (в случае, когда обязанность по постановке на учет предусмотрена законодательством государства-члена по месту осуществления деятельности покупателя), то обязанность по исчислению и уплате (удержанию) НДС осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги в электронной форме, в порядке, предусмотренном законодательством своего государства-члена.

Если законодательством государства-члена, которое признано местом осуществления деятельности покупателя, предусмотрена постановка на учет в налоговом органе такого государства-члена только по основанию, связанному с оказанием услуг в электронной форме физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, либо физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но налогоплательщик-продавец осуществляет оказание таких услуг как физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, так и организациям, то в отношении приобретенных организациями и (или) индивидуальными предпринимателями услуг в электронной форме обязанность по исчислению и уплате (удержанию) НДС осуществляют такие организации и (или) индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги в электронной форме, в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, которое признано местом осуществления деятельности покупателя.

Список организаций, оказывающих услуги в электронной форме, должен размещаться на официальных сайтах налоговых органов государств-членов в сети Интернет с указанием даты постановки указанных организаций на учет в налоговых органах государства-члена, в котором осуществляется приобретение услуг в электронной форме, учетного номера плательщика, или идентификационного номера налогоплательщика, или регистрационного номера налогоплательщика (при наличии).

  1. При оказании налогоплательщиком одного государства-члена услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория другого государства-члена, при посредничестве состоящей на учете в налоговых органах этого другого государства-члена организации (индивидуального предпринимателя), участвующей в расчетах непосредственно с покупателями таких услуг в этом другом государстве-члене на основании договора с налогоплательщиком, оказывающим услуги в электронной форме, исчисление и уплата (удержание) НДС производятся таким посредником в расчетах, а не налогоплательщиком, оказывающим услуги в электронной форме.

При оказании налогоплательщиком одного государства-члена услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория другого государства-члена, при посредничестве состоящей на учете в налоговых органах первого государства-члена или в налоговых органах иных государств-членов, территория которых не признается местом реализации таких услуг, организации (индивидуального предпринимателя), участвующей в расчетах непосредственно с покупателями таких услуг в этом другом государстве-члене на основании договора с таким налогоплательщиком, оказывающим услуги в электронной форме, исчисление и уплата (удержание) НДС производятся таким посредником в расчетах, а не налогоплательщиком, оказывающим услуги в электронной форме, если обязанность по постановке на учет и уплате налога в этом другом государстве-члене возникает у такого налогоплательщика в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего порядка.

В случае оказания услуг в электронной форме с участием нескольких посредников в расчетах исчисление и уплата (удержание) НДС производятся тем из них, который непосредственно осуществляет расчеты с покупателем, независимо от наличия у такого посредника договора с налогоплательщиком-продавцом.

В случаях, указанных в абзацах первом — третьем настоящего пункта, требования настоящего порядка по постановке на учет в налоговом органе другого государства-члена, представлению налоговых деклараций, уплате НДС и выполнению иных обязанностей, которые определены настоящим Порядком для налогоплательщика, распространяются на указанного посредника.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи оказания налогоплательщиком-продавцом услуг в электронной форме самостоятельно, а также через его филиал, представительство, постоянное представительство, расположенные в государстве-члене, являющемся местом реализации услуг в электронной форме.

  1. При оказании услуг в электронной форме порядок постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе налогоплательщиков, оказывающих такие услуги, и посредников в расчетах, указанных в пункте 11 настоящего порядка, налоговая база, ставки НДС, порядок исчисления и сроки уплаты НДС, налоговые льготы (освобождения от налогообложения), а также порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм НДС определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации таких услуг, если иное не предусмотрено пунктом 15 настоящего порядка.
  2. Если налогоплательщик одного государства-члена состоит на учете в налоговом органе другого государства-члена для уплаты НДС по услугам в электронной форме, оказанным на территории этого другого государства-члена, и при этом осуществляет иные операции по реализации работ, услуг, предусмотренные подпунктами 1 — 4) пункта 29 Протокола, местом реализации которых признается территория этого другого государства-члена, то по этим иным операциям уплата НДС осуществляется в порядке, определенном пунктами 9 и 10 настоящего порядка, если иное не установлено законодательством этого другого государства-члена.
  3. В случае, если налогоплательщик одного государства-члена подлежит постановке на учет или состоит на учете в налоговом органе другого государства-члена по основаниям, указанным в пунктах 9 — 11 настоящего Порядка, то он представляет в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации услуг, либо по форме, утвержденной компетентным органом этого государства-члена. Указанная налоговая декларация представляется в налоговый орган через информационный ресурс налогового органа государства-члена, территория которого признается местом реализации услуг.

Если налоговая декларация не представляется в соответствии с законодательством государства-члена, то налогоплательщик производит уплату НДС к установленному сроку без исполнения обязательства представлять в налоговый орган налоговую декларацию, предусмотренную абзацем первым настоящего пункта.

В рамках проведения контрольных мероприятий налоговый орган государства-члена, территория которого признается местом реализации услуг в электронной форме, вправе истребовать у налогоплательщика, оказывающего такие услуги, сведения, необходимые для подтверждения места реализации услуг, полноты и своевременности уплаты НДС, и платежный документ (документы), подтверждающий уплату НДС к установленному сроку, или его копию.

Истребуемые документы подлежат представлению в запрашивающий налоговый орган в электронном виде в течение 30 календарных дней с даты, указанной в требовании налогового органа. На основании заявления налогоплательщика налоговый орган может продлить срок представления сведений и (или) платежных документов.

  1. При оказании налогоплательщиком одного государства-члена услуг в электронной форме и осуществлении иных операций по реализации работ и услуг, предусмотренных подпунктами 1 — 4) пункта 29 протокола, местом реализации которых признается территория другого государства-члена, моментом (датой) определения налоговой базы является последний день квартала или месяца (если налоговым периодом согласно законодательству государства-члена является месяц), в котором поступила оплата (частичная оплата) за оказанные услуги (выполненные работы) или оплата (частичная оплата) в счет предстоящего оказания услуг (выполнения работ).

При определении налоговой базы стоимость указанных услуг (работ) в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы, если иное не установлено законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации таких услуг (работ).

  1. До создания информационных ресурсов, предусмотренных пунктами 9 и 14 настоящего порядка, у организаций, оказывающих услуги в электронной форме, или организаций, при посредничестве которых осуществляется оказание таких услуг, обязанности по исчислению и уплате (удержанию) НДС не возникает.

Такая обязанность возлагается соответственно на организацию (индивидуального предпринимателя), приобретающую услуги в электронной форме, если эта обязанность предусмотрена законодательством государства-члена, территория которого является местом реализации услуг в электронной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщика-продавца, осуществившего условную регистрацию в налоговом органе государства-члена, территория которого является местом реализации услуг в электронной форме.

Следует учитывать, что «услуги в электронной форме» — это не конкретные виды услуг, а способ их предоставления Клиенту, поэтому при исследовании услуг необходимо:

  • точно установить наименования услуг, применяя терминологию НПА РК, классификаторов, справочников, международных соглашений и т.п.;
  • определить способ их предоставления т.е.:

— есть ли вариант их доставки, при котором возможно не использовать информационные сети, и если такой вариант есть, то такие услуги не могут быть признаны услугами, предоставляемые в электронной форме;

— если оказание и доставка услуг невозможна без применения коммуникационных информационных сетей, то такие услуги должны быть признаны как услуги в электронной форме;

  • сравнить выбранное наименование услуг с Переченем групп услуг, предоставляемых в электронной форме утвержденным Решением ЕЭК Совета от 27.09.2023 г. № 97 и определить в какую группу возможно включить;
  • после проведения такой процедуры определить место осуществления деятельности Клиента т.е. место уплаты НДС, статус плательщика и порядок уплаты НДС согласно Приложения к Протоколу 18, вступившего в силу с 4.03.2024 г. и применять этот порядок.

Алматы 6.01.2025 г.