Вопрос.

По уведомлению по камеральному контролю у налогового комитета на сегодня такое видение налогообложения услуг нерезидента, полученных по договорам ТЭО с поставщиками услуг.

Например:

  1. У нас заключен договор с нерезидентом на услуги ТЭО по территории Республики Узбекистан, конкретно экспедитор-нерезидент оплачивает тарифы груженные, порожние по территории Узбекистан. В актах выполненных работ, нерезидент прописывает услуги «ТЭО порожних хоппер-зерновозов», в приложениях к акту выполненных работ отдельной колонкой выделяет свое вознаграждение.

Сотрудники КГД утверждают, что это вознаграждение экспедитора, относящееся к пассивному доходу, которое не зависит от территориальности и должно облагаться корпоративным подоходным налогом у источника за нерезидента, так как это вознаграждение получено из источников РК.

Или если отдельно не выделено вознаграждение экспедитора, то согласно ст. 645 п.8 облагается вся сумма по акту выполненных работ.

  1. Нерезидент оказал услуги по перевалке груза с вагонов в морское судно и отправке морским транспортом в порту Выборг -Россия. В актах выполненных работ услуги прописаны как «Услуги по организации перевалки товара в морском порту Выборг и перевозки морским транспортом по маршруту: Выборг, Российская Федерация- порт Гент, Бельгия.»

В приложении к договору прописано, что стоимость услуг включает комиссию экспедитора. Сумма вознаграждения в акте выполненных работ не выделена отдельной строкой. Специалисты КГД утверждают, что если вознаграждение экспедитора не выделено, необходимо обложить всю стоимость услуг по акту выполненных работ.  Суммы очень существенные, в долларах, в переводе на тенге очень большие суммы выплачены нерезидентам.

Прошу Вас выразить свое мнение на позицию налоговиков.

 

Ответ. 

Порядок применения и раскрытия терминов в целях учета и налогообложения.

  • Терминология используемая при оформлении операций должна учитывать требования п.4 ст. 1 ГК РК, п.4 ст. 1 НК РК согласно которым понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в НК РК применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства т.е. если термины, определения, события и операции в исследуемых сделках не раскрыты в НК РК, то они должны использоваться в точном соответствии с определениям описанными в специальных НПА РК  в т.ч. в ОКЭД 03-2019, Законе РК от 8.12.2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте» или в международных соглашениях в т.ч.  СМГС-51, Договоре ЕАЭС от 29.05.2014г., двухсторонних Модифицированных Налоговых Конвенциях, MLI и т.п., из чего следует, что если термины, определения, события и операции в исследуемых сделках не раскрыты в НК РК, то они будут приниматься согласно определениям специальных НПА РК.
  • Кроме этого, согласно п.3 ст. 1 НК РК, другие специальные понятия и термины налогового законодательства Республики Казахстан используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Следовательно, обоснованная и точная классификация и наименование работ и услуг, соответствующая НПА РК и международным Соглашениям в т.ч. МСФО (IAS, IFRS), ОКЭД, ГК РК, НК РК, KDSE 02 Red 2. Eurostat 02  и др. имеет исключительно важное значение для целей учета и налогообложения и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами РК и аудиторами.

  • Учитывая вышеизложенную информацию, в данном случае специалисты налоговых органов неверно раскрывают экономическое содержание терминов, что приводит к необоснованным выводам т.е.:

— термины «активные доходы» и «пассивные доходы» условно разделяют доходы ст. 644 НК РК и используются пока только в деловом обороте сообщества в т.ч.  в статье «Анализ судебной практики по административным делам по налоговым вопросам (часть 2. Вопросы международного налогообложения) от 28.04.2023 г. г. Астана и в проекте «Методические рекомендации по применению п. 1 ст. 7 Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

К пассивным доходам относят доходы в форме:

— дивидендов, получаемые от владения акциями или долями в УК компаний согласно пп.16 п. 1 ст. 1 НК РК и ст. 10 Налоговых Конвенций;

— доходы в форме вознаграждения, связанные с кредитом (займом, микрокредитом), получаемые от предоставляемых финансовых услуг согласно пп.62 п.1 ст. 1 НК РК и ст. 11 Налоговых Конвенций, который именуется в них термином «проценты»;

— доход в виде роялти, получаемый владельцем ОИС от передачи прав на использование или пользование согласно пп.52 п.1 ст. 1 НК РК и ст. 12 Налоговых Конвенций;

— доход от прироста стоимости;

— доход от сдачи в аренду своего имущества;

— доход от страховой деятельности, от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, если такие виды деятельности не являются основной деятельностью нерезидента и т.п.

К активным доходам относят доходы от активной деятельности юридических и физических лиц в т.ч.:

— прибыль от  бизнеса – доход  ЮЛ от реализации услуг, выполнения работ, торговли товарами;

— доходы от зависимых услуг ФЛ в т.ч. заработную плату (ставку, комиссионные, премии и бонусы);

— доходы от независимых услуг ФЛ в т.ч. от выполнения работ и ок4азания услуг по договорам ГПХ и т.п.

  • Что касается признания дохода ТЭК (резидентов и нерезидентов) в целях налогообложения, то п.2 ст. 226 НК РК устанавливает, что признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Так как содержание формулировки  «доход от реализации» и определение статуса ТЭК (как и любой другой компании) в НК РК не раскрыто, то обоснование их  в каждой конкретной операции и вида дохода, который ТЭК получает, для целей учета и налогообложения аргументируется в следующем порядке:

— в соответствии с п.3 ст. 190 НК РК, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, а порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и соответствующими МСФО (IAS, IFRS);

— согласно п.2 ст. 226 НК РК признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями Закона РК, а п.2 ст. 227 НК РК указывает, что  доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы НДС и акциза;

— таким стандартом является МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», который устанавливает особенности условий договоров, определение статуса , признание доходов и расходов по всем сделкам, заключаемым между покупателями и продавцами.

Статус ТЭК в целях бухгалтерского учета каждой операции должен определяться согласно МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»   в п. В34,В35,В35В,В35А,В37 и В37А, которого указаны критерии для  определения статуса любой компании в проводимых операциях т.е. является ли она  Принципалом или Агентом и какой вид дохода соответствует установленному статусу т.е.:

— обязана ли компания предоставить товары и (или) услуги сама и тогда она является Принципалом, а доход от реализации признается в валовой сумме по дате исполнения договорных обязательств; или же она

— обязана организовать предоставление товаров и (или)  услуг другой стороной и тогда она выступает в качестве Агента, а доход признается в форме комиссионного вознаграждения, по дате исполнения договорных обязательств.

Таким образом, доход в форме «вознаграждения» это пассивный доход, связанный с кредитом (займом, микрокредитом), получаемые от предоставляемых финансовых услуг согласно пп.62 п.1 ст. 1 НК РК и ст. 11 Налоговых Конвенций (проценты), а доход в форме «комиссионного вознаграждения» это активный доход, получаемый от оказания услуг или выполнения работ согласно ст. 708 ГК РК, МСФО (IFRS) 15 и п.1 ст. 227 НК РК.

 

Общие принципы определения корпоративного подоходного налога у источника выплаты (КПН у ИВ).

  • Для обоснования и определения КПН у ИВ следует применять в комплексе нормы ст. 644 Н К РК, п.8-9 ст. 645 НК РК и документы подтверждающие место возникновения дохода т.е. НК РК предусматривает три варианта:

— согласно нормам ст. 644 НК РК к доходам нерезидентов из источников в РК относятся доходы, перечисленные в пп.1-2, 6-34 п.1  ст. 644 НК РК т.е. КПН у ИВ может возникнуть только в том случае, если будет установлено фактическое присутствие нерезидента на территории РК в виде его имущества, капитала, имущественных или неимущественных прав, оказания его персоналом услуг и работ, с помощью которых нерезидент получает доход от налогового агента-резидента РК;

— из принципа территориальности РК имеются исключения, представленные в пп. 3 -5.1 п. 1 ст. 644 НК РК т.е. в случае классификации услуг, перечисленных в этих подпунктах, то доход нерезидента, полученных от их оказания будет признаваться доходом из казахстанского источника и облагаться КПН у ИВ если они оказаны и за пределами РК ;

— при этом, в соответствии с нормами пп.11 п.9 ст. 645 НК РК все доходы в т.ч. и перечисленные в пп.1-2, 6-34 п.1 ст. 644 НК РК, но полученные от оказания услуг и выполнения работ нерезидентом исключительно за пределами РК налогообложению не подлежат, за исключением доходов, указанных в пп.3-5.1 НК РК.

  • При этом, основанием для установления участников МП, вида услуг и вида дохода, оказывемых (получаемых) на различных территориях (на территории РК и за ее пределами) является условия п.8 ст. 6454 НК РК т.е. если в Договорах транспортной экспедиции или перевозки предусматривается выполнение нерезидентом различных видов работ и услуг на территории РК и за ее пределами, то в целях определения места оказания услуг и работ, а соответственно и места возникновения дохода и КПН у ИВ, необходимо составить схему перевозки и рассматривать каждый вид работ и услуг отдельно, обоснованно выделяя величину дохода, причитающего каждому участнику по виду услуг, выполняемому им на конкретной территории.

Обоснованность распределения доходов может проверяться налоговыми органами по представленным документам и расчетам в соответствии с нормами п.8 ст. 645 НК РК, а в случае их отсутствия по методу «затраты плюс», установленному Законом РК от  5.07.2008 г. № 67-IV «О трансфертном ценообразовании».

Классификация и идентификация услуг, а также место их оказания —  на территории РК или за ее пределами, требует от нерезидента или налогового агента доказательств, основанных на профессиональном суждении и подтвержденных документально.

Такие доказательства могут быть представлены в форме Договоров, инвойсов, счетов-фактур, актов выполненных работ и оказанных услуг, накладных единого образца, указанных в ст. 387 НК РК, ГТД, расчетов, выписок из бухгалтерского учета нерезидента, аудиторских заключений и т.п. в которых стоимости услуг дифференцированы по получателю, цене и территориям.

При отсутствии таких документов налоги должны быть уплачены в установленные сроки и со всей суммы дохода по сделке, с применением конкретного наименования той услуги, которая указана в счете-фактуре, инвойсе или другом документе, по которому производится выплата дохода нерезиденту стороне договора.

Таким образом, АО «ААА» заключило договор с Клиентом по организации перевозки его груза (зерно) по маршруту Республика Казахстан – Республика Узбекистан (РК-РУ), в свою очередь оно заключает соответствующие договора со своими Партнерами т.к. при железнодорожных перевозках и Экспедиторы и Перевозчики могут оказывать услуги только в пределах своих стран, из чего следует:

  • осуществляется международная перевозка (МП) железнодорожным транспортом в аспекте пп.17 п.1 ст. 644 НК РК, что подтверждается наличием накладной СМГС, согласно ст. 387 НК РК;
  • участниками МП являются:

— по территории РК— экспедитор- АО «ААА» или другой Экспедитор, указанный в графе 23 накладной СМГС и перевозчик АО «КТЖ» ГП, указанный в графе 22 накладной СМГС;

по территории РУ – экспедитор-резидент РУ, с которым заключен договор ТЭО, указанный в графе 23 накладной СМГС и перевозчик, указанный в графе 22 накладной СМГС.

  • Документами, подтверждающими оказание услуг по участникам, территориальности, видам и стоимости услуг в аспекте п.8 ст. 645 НК РК являются: договор ТЭО с Клиентом, договор ТЭО с Экспедитором резидентом РУ, накладная СМГС, инвойс, акты оказанных услуг.

Согласно этим документам, Экспедитор-резидент РУ и перевозчик-резидент РУ оказывают услуги экспедиции и перевозки исключительно по территории РУ т.е. за пределами территории РК, следовательно:

— доход получаемый Экспедитором-нерезидентом от оказания услуг экспедиции в форме комиссионного вознаграждения; и

— доход, получаемый перевозчиком в форме дохода от реализации услуг перевозки не подлежит налогообложению КПН у ИВ согласно пп.11 п.9 ст. 645 НК РК.

При этом, не имеет значения выделено ли комиссионное вознаграждение Экспедитора -резидента РУ в инвойсе или не выделено т.к. налоговый агент самостоятельно будет классифицировать услуги нерезидента и определять возникновение КПН у ИВ и НДС за нерезидента, в порядке изложенном выше.

Такое же обоснование применяется и к услугам нерезидента, описанными в вопросе 2.