Наше  ТОО, резидент РК, берем вагоны на международный тех рейс КЗХ – ТРК.
Собственник вагонов ТОО А  –резидент РК, но договор заключен с ТОО Б – резидентом РК.
Собственник вагонов ТОО А указан в 15 графе СМГС.
Теперь, поставщик ТОО Б направляет нам акт выполненных работ, где они выставляют свои услуги с НДС.
Согласно ст 395 услуги оператора освобождены от НДС.
Поставщик объясняет свои действия тем, что собственник указан в графе 15, хотя должен был в графе 7
Вопрос:
·  Насколько правомерно их действия?
·  Обязан ли поставщик облагать свои услуги НДС?
·  Если собственник вагонов ТОО А предоставляет в аренду а не на техрейс нашему поставщику ТОО Б, то их услуги облагаются НДС?

Ответ.
Объяснения вашего контрагента несостоятельны и не могут служить основанием для действий, описанных в вопросе т.к. Собственник вагонов может быть указан как в графе 7, так и в графе 15 накладной СМГС.
Так согласно п.151 параграфа 1 главы 7 приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 августа 2019 года № 612 «Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом» указано:

«Графа «Наименование груза» — указывается полное наименование и код груза в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (далее — ЕТСНГ) и код груза в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (далее — ГНГ).
При указании в графе «Наименование груза» различных наименований грузов указывается полное наименование каждого груза в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов и Гармонизированной номенклатурой грузов.
При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к одной позиции номенклатуры грузов, в качестве кода указывается код позиции в соответствии с ЕТСНГ и ГНГ. При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода указывается код груза, относящегося к данной позиции и дополнительно код для сборной отправки в соответствии с ЕСТНГ и ГНГ.
При недостатке в накладной места для перечисления всех перевозимых по одной отправке грузов, грузоотправитель на бланках своей организации (не более формата перевозочного документа) составляет перечень с указанием знаков, марок, количества мест, упаковки, наименования и массы всех перевозимых грузов. Перечень составляется в четырех экземплярах, заверенных печатью, используемой при финансовых операциях, и подписью лица, уполномоченного руководителем организации-грузоотправителя.
Общее количество мест и масса грузов указываются в соответствующих графах накладной, а в графе «Наименование груза» указывается «Сборная отправка, перечень грузов прилагается».
Экземпляры перечня прочно прикрепляются к накладной и корешку дорожной ведомости. Один экземпляр перечня выдается грузоотправителю с квитанцией о приеме груза.
При оформлении перевозки груза с использованием электронного досье перевозки наименование груза указывается в соответствии с классификатором грузов автоматизированной информационной системы Национального оператора инфраструктуры, составленном на основе тарифного руководства.
В графе «Наименование груза» также указывается:
количество и высота основных штабелей и количество штабелей, уложенных в верхней суженной части очертания погрузки (в «шапке»). Данные сведения указываются при перевозке лесных грузов с использованием верхней суженной части очертания погрузки;
высота погруженного леса, пиломатериалов над уровнем борта полувагона — при перевозке лесных грузов и пиломатериалов;
высота налива, плотность, температура груза — при перевозке грузов, перевозимых наливом, если это предусмотрено настоящими Правилами;
фамилия, имя и отчество проводника (проводников), серия, номер удостоверения личности (паспорта) и номер командировочного удостоверения — при перевозке грузов в сопровождении проводника (проводников) грузоотправителя (грузополучателя). При оформлении перевозки груза с использованием электронного досье перевозки указывается также количество проводников.
При предъявлении к перевозке груженых вагонов, не принадлежащих перевозчику или сданных им в аренду, грузоотправитель указывает в накладной в графе «Наименование груза»: «Вагон, не принадлежащий перевозчику. Собственник ___»или «Вагон, сданный в аренду. Арендатор ___».
При предъявлении к перевозке такого порожнего вагона грузоотправитель указывает в накладной в графе «Наименование груза»: «Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику. Из-под ___ (наименование груза). Собственник _____» или «Порожний вагон, сданный в аренду. Из-под ___ (наименование груза). Арендатор___».
При перевозке грузов на особых условиях, в этой графе делается отметка «перевозка на особых условиях согласно телеграмме перевозчика, от «__»_____________»№ __».
При отсутствии места для данной отметки она делается в графе 4 накладной».
 

Ваша компания заключила договор с ТОО Б, которое  в данном случае является Агентом (комиссионером) и оказывает услуги по организации предоставления вагонов в пользование, а ТОО А оказывает услуги по предоставлению в пользование собственных вагонов  (услуги оперирования) вашему Клиенту.
⠀ Поэтому в адрес вашей компании, которая также является Агентом(комиссионером) в аспекте договора со своим Клиентом, ТОО Б должно выставить ЭСФ двумя строками согласно ст. 412 и ст. 416 НК РК:
— услуги по организации предоставления вагонов в пользование — с НДС «12%» (это доход ТОО Б, в форме комиссионного вознаграждения);
— услуги по предоставлению вагонов в пользование — «Без НДС» (доход ТОО А от услуг оперирования, который освобождается от НДС согласно ст. 395 НК РК, но только  если вагоны используются в международной перевозке, что  подтверждается накладной СМГС).
⠀ Доход вашей компании также будет признаваться в форме комиссионного вознаграждения и не освобождаться от НДС т.к. такого рода услуги не указаны в ст. 395 НК РК.
Передача вагонов в аренду  оформляется  Договором аренды в соответствии с нормами ст. 585-594.7 ГК РК от 01.07.1999 г. № 409, МСФО (IFRS)  16 «Аренда» и с учетом требований 
ст. 2 СМГС-51,  приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 333 «Об утверждении Правил государственной регистрации (перерегистрации) подвижного состава и его залога, а также исключения из Государственного реестра подвижного состава». а также Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (утв. Протоколом двадцать девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ) (г.Клайпеда, 19-20 июня 2001 г.).
⠀ Если условия вышеуказанных документов не будут соблюдены, то несмотря на договор аренды вагонов между ТОО А (Арендодатель) и ТОО Б, для целей учета и налогообложения эта операция не будет признаваться
«арендой».
⠀ Учитывая особенности технической и коммерческой эксплуатации вагонов, в целях налогообложения и учета операция по передаче вагонов в аренду может быть оформлена в двух вариантах:
— услуга по предоставлению вагонов в аренду с передачей прав оперирования т.е. Арендодатель оформляет аренду и одновременно передает право оперирования Арендатору (либо при регистрации, либо доверенностью).
⠀ При этом варианте доход Арендодателя будет являться
арендная плата, которая признается облагаемым НДС оборотом, а доходом Арендатора будет являться стоимость услуг оперирования, которая во внутренних перевозках будет облагаться НДС, а в международных перевозках освобождаться от НДС на основании ст. 395 НК РК);
— услуга по предоставлению вагонов в аренду без передачи прав оперирования.
⠀ Договора на аренду вагонов без прав оперирования оформляются с условиями соответствующими аренде транспортных средств без предоставления прав эффективного управления вагонами, но такой договор также должен быть зарегистрирован в АБД ЖА т.к. операторы МЖС будут взаимодействовать с арендатором в части технической эксплуатации вагонов и расчетов.
⠀ При этом, Компания -арендатор и Собственник-арендодатель должны быть указаны в графе 7 или 15  накладной СМГС.
⠀ Арендатор  будет оказывать Клиенту через Агента  услуги
по предоставлению вагонов в субаренду, а собственник вагонов   будет оказывать услуги управления вагонами т.е. услуги оператора вагонов, а в комплексе эти услуги будут оказываться Клиенту тремя участниками международной перевозки:
⠀ — Арендатором – услуги по предоставлению вагонов;
⠀ — Собственником — услуги оперирования вагонами;
⠀ — Агентом – услуги по организации предоставления вагонов в пользование.
⠀ ТОО Б — Арендатор без права оперирования будет получать доход от субаренды вагонов, используемых Клиентом, который является облагаемым НДС оборотом.
⠀ ТОО А — Арендодатель-Оператор вагонов будет получать доход от предоставления услуг оперирования, который будет освобождаться от НДС в международных перевозках и являться облагаемым НДС оборотом во внутриреспубликанских перевозках.
⠀ Ваше ТОО — Агент, будет получать доход от организации предоставления в пользование вагонов, в форме комиссионного вознаграждения, облагаемого НДС вне зависимости от вида перевозки.