⠀ Наша компания берет на доверительное управление  другую компанию на срок действия определенного договора здесь тоже возникает вопрос:
Как будет происходить ведение бухгалтерского учета в данном случае и как будет происходить контроль по обязательствам в бюджет в отношении контроля по договору доверительного управления данного договора?

Ответ.
Правовые основы доверительного управления.
Принципы доверительного управления (ДУ), лежащие в основе его учреждения  являются основополагающими для организации бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому базовой основой учета операций, совершаемых в процессе доверительного управления имуществом  является правовой режим договора ДУ, построенного на  обязательственных отношениях согласно  ст. 883 – 895  ГК РК.
При доверительном управлении сохраняется право собственности на объекты ДУ за собственником, но его правомочия передаются «Доверительному управляющему», только в пределах установленных договором и законом, позволяющих ему осуществлять не только юридические, но и фактические действия на обязательственных основах.
Передача своих правомочий со стороны собственника выражается в возложении на ДУ путем заключения договора определенных обязанностей по управлению имуществом, поэтому, исполнение ДУ этих обязанностей, вытекающих из договора, по отношению к третьим лицам должно приниматься  ими, как осуществление правомочий собственника.
В процессе реализации прав сторон, определенных договором, должны выполняться следующие  условия:
— непосредственным основанием возникновения доверительного управления имуществом является договор, заключаемый между собственником имущества и доверительным управляющим, который должен быть зарегистрирован согласно ст. 5 Закона РК от  26 июля 2007 года  № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»;
— правоотношения  ДУ возникают между равными, имущественно самостоятельными и независимыми друг от друга субъектами гражданского права: Собственником имущества, Доверительным управляющим и(или) Выгодоприобретателем, которые не имеют возможности воздействовать на личность контрагента;
— перед третьими лицами ДУ выступает в качестве лица-балансодержателя, выполняющего свои обязательства перед собственником — Учредителем доверительного управления имуществом, поэтому, заключая любые сделки с имуществом, переданным в доверительное управление , ДУ обязан извещать их, что он действует в качестве ДУ, путем указания в письменных документах после  своего уставного наименования, пометку «ДУ».
Если ДУ не уведомит третьих лиц о своем статусе, то при неисполнении этой сделки или совершении ее с превышением полномочий, все обязательства в т.ч. и штрафные санкции, должны  исполняться за счет имущества, принадлежащего ДУ;
— сделки и фактические действия ДУ, а также последовательность и порядок их совершения т.е. оперативное управление,  должны находиться вне рамок предмета договора доверительного управления имуществом т.к.  учредителю доверительного управления важно знать, что доверительным управляющим обеспечивается эффективное управление доверенным ему имуществом (осуществляются полномочия собственника), что  фиксируются в отчетах ДУ;
— Доверительный управляющий несет перед  Учредителем и третьими лицами субсидиарную ответственность своим имуществом за убытки, причиненные ненадлежащими действиями по управлению имуществом;
— наделяя ДУ правомочиями по управлению имуществом при заключении договора, собственник имущества,  принимает на себя обязательство воздерживаться от любых действий, препятствующих ДУ в исполнении своих обязательств, вытекающих из договора;
— сохранение  правомочий собственника имущества за Учредителем доверительного управления, обязывает ДУ представлять Учредителю управления Отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом;
— доверенное имущество должно учитываться ДУ на забалансовых счетах самостоятельного баланса, но ведение учета и отражение всех операций, связанных с имуществом должно быть организовано в отдельной бухгалтерской базе, соответственно  финансовая и налоговая  отчетность должна составляться на основе данных этой базы.
При этом, имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления возложенных на него обязанностей, включается в состав доверенного имущества;
— обращение взыскания по долгам Учредителя или Доверительного управляющего на имущество, переданное  в доверительное управление, не допускается, однако при банкротстве Учредителя оно должно включаться в конкурсную массу;
— Учетная политика по доверенному имуществу используется только та, которую применял Учредитель ДУ. При этом, первый финансовый год признается период, с даты создания ДУ (дата акта приема-передачи) и до отчетной даты ближайшего отчетного периода т.е. до 31 12 текущего года;
— налоговые обязательства, возникающие в процессе доверительного управления, исполняются Доверительным управляющим от своего имени и только за счет доходов и активов, связанных с доверенным имуществом;
— возмещение необходимых расходов, произведенных ДУ при доверительном управлении имуществом, должно производиться  за счет доверенного имущества или за счет доходов от использования доверенного имущества;
— фактические и юридические действия доверительного управляющего по управлению доверенным имуществом,  представляют собой оказание услуги собственнику — учредителю доверительного управления имуществом.
В связи с этим, ДУ должен получать вознаграждение за исполнение этой услуги.

Бухгалтерский и налоговый учет.
Договор доверительного управления имуществом должен предусматривать:
— предмет и срок договора доверительного управления имуществом;
— состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
— указание о выгодоприобретателе;
— сроки и форму отчетности доверительного управляющего;
— указание на лицо, получающее доверенное имущество в случае прекращения договора доверительного управления имуществом.
Договор может предусматривать и другие условия, в том числе размер и формы вознаграждения управляющего.
В договоре должны быть указаны права третьих лиц на передаваемое в доверительное управление имущество.
Из изложенного следует, что договором доверительного управления имуществом должно быть определено на какую из сторон договора и по каким видам налогов возлагается обязанность по исполнению налоговых обязательств.
Доверительный управляющий должен будет учитывать имущество на отдельном балансе, обособленно от своего собственного учета, согласно п.6 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, доверительный управляющий ведет раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств по деятельности доверительного управления и составляет по нему отдельную финансовую отчетность.
Операции получения доверенного имущества и учета вознаграждения за управление таким имуществом учитываются у доверительного управляющего отдельно и представляются в разных финансовых отчетностях.
Для каждого договора доверительного управления может быть открыт отдельный субсчет к счетам  «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» или  «Прочая долгосрочная кредиторская задолженность».
Учредитель, передавая имущество по договору доверительного управления, признает дебиторскую задолженность, так как имущество подлежит возврату доверительным управляющим.
Также, чистый доход учредителя является для него доходом, который подлежит признанию на счете «Доходы».
В целях налогообложения (КПН), доверительный управляющий обязан вести раздельный учет в соответствии с нормами ст. 194-195 НК РК.
Особенности исполнения налоговых обязательств при доверительном управлении детально регламентируются ст. 40-45 НК РК, которые предполагают альтернативные варианты.
Таким образом, учитывая особенности гражданских взаимоотношений сторон и третьих лиц, в процессе доверительного управления, особенности ведения бухгалтерского и налогового учета Вам рекомендуется разработать Положение о Доверительном управлении, на основании действующих НПА РК и конкретных условий Договора ДУ.
Положение может включать следующие статьи:
1. Общие положения.
2. Термины и определения.
3. Правовые основы доверительного управления.
4. Организация бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.
⠀ ⠀ 4.1. Принципы организации раздельного учета.
⠀ ⠀ 4.2. Порядок  отражения операций, связанных с  передачей, использованием  и возвратом имущества доверительного  управления.
⠀ ⠀ ⠀ 4.2.1. Отражение операций по передаче имущества в доверительное управление от Учредителя.
⠀ ⠀ ⠀ 4.2.2. Отражение операций по приему имущества у Доверительного управляющего.
⠀ ⠀ ⠀ 4.2.3. Отражение операций по возврату имущества Учредителю.
⠀ ⠀ ⠀ 4.2.4. Отражение операций, связанных с передачей в доверительное управление  имущественного комплекса.
⠀ ⠀ 4.3. Порядок отражения операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом у Доверительного управляющего
⠀ ⠀ 4.4. Порядок отражения операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом у Учредителя.
⠀ ⠀ 4.5. Порядок отражения операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления у Выгодоприобретателя.
⠀ ⠀ 4.6. Особенности  представления оперативной информации и  финансовой отчетности.
⠀ ⠀ 4.7. Внешняя проверка учета  Доверительного управляющего.
5. Особенности формирования затрат.
6. Налогообложение операций, связанных с  договорами  доверительного управления имуществом.
⠀ ⠀ 6.1. Общие положения.
⠀ ⠀ 6.2. Особенности определения налоговых обязательств по корпоративному подоходному  налогу.
⠀ ⠀ ⠀ 6.2.1. Признание доходов и расходов в отдельном и самостоятельном балансе Доверительного управляющего.
⠀ ⠀ ⠀ 6.2.2. Признание доходов и расходов в самостоятельном балансе Учредителя.
⠀ ⠀ 6.3. Особенности исчисления и уплаты НДС Доверительным управляющим.
⠀ ⠀ 6.4. Особенности уплаты налога на имущество, транспорт и землю Доверительным управляющим.